При всей своей концептуальной схожести, телевидение и кино постоянно конкурировали друг с другом в плане форматов. И даже сейчас, когда в техническом и технологическом плане все чаще наблюдается процесс унификации, два популярнейших развлечения остаются по разные стороны баррикад. Для цифрового ТВ общепринятым стал формат 16:9 (такой же используется и в сериалах), а большинство фильмов (не важно, снятых на пленку или цифру) выходят в ультрашироком формате 21:9. В естественной среде обитания — кинотеатрах и телевизорах — это не доставляет неудобств. Но в формате домашних развлечений зрителям приходится наблюдать черные полосы либо сверху и снизу, либо по бокам экрана.
Такое разделение телевидения и фильмов появилось еще в 1953 году, когда Спирос Скурас, президент кинокомпании XX век Фокс, разработал новую широкоэкранную анаморфированную кинематографическую систему CinemaScope. Она стала ответом на стремительное развитие телевидения в США и, как следствие, значительное снижение доходов проката. Панорамное кино очень впечатлило зрителей и помогло перетянуть их от домашних экранов в кинотеатры, так что вскоре появились десятки аналогов CinemaScope и множество вариаций соотношения сторон. Впрочем, унификации пришлось ждать сравнительно недолго, в 1970 году для уменьшения заметности склеек негатива и фильмокопий, высота кадра была уменьшена, и формат приобрел окончательные пропорции. Такие, какие мы привыкли видеть в кино сейчас. Заодно упростилось название — просто Scope.
Стоит отметить, что ждать каких-то серьезных изменений в форматах не стоит. По крайней мере, в обозримом будущем. Как бы глубоко ни проникали в кино цифровые технологии и даже если весь хронометраж фильмов начнут снимать на зеленом фоне и отдавать в работу специалистам по компьютерной графике, это едва ли произведет революцию в кинематографических пропорциях экранов. Пусть даже основа актуальных технологий и берет свое начало в середине прошлого века (сейчас уже это звучит как древность), но с технической и экономической точки зрения отказываться от этого не выгодно. Во-первых, теоретическое разрешение аналоговой пленки при съемке фильмов составляет около 70 мегапикселей, что пока недостижимо для цифровой съемки. Во-вторых, у пленочных записей намного больше динамический диапазон и зрелищность картинки. В-третьих, очень велик ресурс работы съемочного оборудования и проекторов кинотеатров, так что одномоментно менять их на что-то принципиально новое было бы слишком дорого и глупо.
Как следствие, проблему разных пропорций изображения приходится решать не в момент создания контента, а при его просмотре. Для киноманов телевизоры в формате 21:9 пробуют выпускать еще с 2009 года, но заметного спроса у покупателей они так и не получили. Как ни крути, в приоритете у домашних зрителей всегда оказывалось телевидение, а позволить себе организовать в отдельной комнате кинозал со специальным экраном может не каждый. Выход из ситуации неожиданно появился с появлением мониторов 21:9, например, UltraWide от компании LG. Как выяснилось на практике, из-за большой диагонали в 34 дюйма они способны играть роль того самого второго экрана для просмотра фильмов, а главное, новые для мониторов пропорции экрана смогли не просто сохранить пользовательский опыт на прежнем уровне, но даже обеспечить значительный прирост продуктивности и удобства работы для некоторых задач.
В качестве примера обратим внимание на LG UltraWide 34WK95C-W. В этом мониторе есть все важное и нужное, чтобы получить удовольствие от просмотра фильмов. Например, 34″ изогнутый экран UltraWide обеспечивает максимальное погружение в происходящее, разрешение составляет 3440×1440 пикселей, так что картинка будет четкой, технология Nano IPS дает охват палитры DCI-P3 98%, то есть кино вы увидите именно с той цветопередачей, как это было задумано создателями. Кроме того, монитор поддерживает контент с расширенным динамическим диапазоном — заявлена сертификация по стандарту VESA DisplayHDR 400. Впрочем, экран станет находкой не только для просмотра контента, но также и его создания. Но об этом мы расскажем в следующей статье.