Гении маскировки: как сложный грим в отечественном кино менял актеров до неузнаваемости

Мы привыкли восхищаться мастерством голливудских гримеров, создателей сложных масок и фигур для блокбастеров. Но и у нас есть прекрасные мастера! Сложный грим - не изобретение последнего времени, его делали и для советского кино.

Гении маскировки: как сложный грим в отечественном кино менял актеров до неузнаваемости
Кадры из фильмов

Актер-дублер, майор-дублер

Кадр из фильма

В телефильме «ТАСС уполномочен заявить» сотрудник КГБ, загримированный под шпиона (его сыграл Борис Клюев), выходит на связь с агентом. Сделать одного актера похожим на другого так, чтобы родная мать не отличила, задача не из легких. Тем более что преображение происходит на глазах у зрителей. Лицо актера крупным планом показывают в течение двенадцати минут.

На эти двенадцать минут советские зрители буквально прилипали к экрану. Забывали о включенных утюгах и о пельменях на плите — оторваться было невозможно. Сел перед зеркалом один человек, а встал совсем другой!

На самом деле так и было. Гример действительно проявил чудеса профессионализма. Но все же это не совсем честное преображение, а скорей шоу, рассчитанное на «вау»-эффект. В сцене были заняты три человека. Один — актер, он первым садился в кресло, ему сбривали усы. Потом его место занимал майор милиции, у которого нос был похож на нос Бориса Клюева. А затем майора-дублера заменяли на самого Клюева — ему-то не нужно было гримироваться, чтобы походить на самого себя.

«Женитьба забальзамированного»

Кадр из фильма

Георгий Вицин не мог довериться гримеру — гримировался сам. Дело в том, что когда Вицин снимался в фильме «Женитьба Бальзаминова», ему исполнилось 45 лет, а его герою 25.

Тут мало было придумать грим, нужно было иметь осанку и подвижность молодого человека. Целый месяц перед началом съемок актер провел на стадионе, играл в футбол. Придумал образ: подтянутый нос, веснушки, парик — детали, отвлекающие внимание от признаков возраста. Побольше красного в тональный крем, чтобы лицо выглядело более худым…

Это продолжалось часами, съемочная группа изнывала, ожидая, пока Вицин нарисует все свои веснушки. Но результат был достигнут, в роли юноши актер выглядит вполне убедительно. Вспоминая это время, сам Георгий Вицин называл фильм «Женитьба забальзамированного».

Страдания юного Буратино

Кадр из фильма

Детективы, биографии, исторические картины… А в каких еще фильмах бывает сложный грим? В сказках! Исполнитель главной роли в «Приключениях Буратино» Дима Иосифов за время съемок фильма износил сорок пять пенопластовых носов.

Нос Буратино должен был хорошо держаться и при этом быть подвижным. На его приклеивание ежедневно уходило полтора часа. «Деревянному мальчику» пришлось сбрить брови и волосы.

Не легче было и Мальвине. У маленькой артистки Тани Проценко тогда как раз выпадали молочные зубы. Пришлось девочке ездить к стоматологу и вставлять фарфоровые протезы. Лицо Мальвины покрывали глянцевой пудрой, выщипывали и высветляли брови, приклеивали голубые ресницы, прикрепляли парик.

«На красавицу Ягу наглядеться не могу»

Кадр из фильма

Многих сказочных персонажей сыграл Георгий Милляр, его даже называли «заслуженная Баба Яга Советского Союза». Навыки гримирования у Милляра были с ранней юности: он подрабатывал в театре бутафором и, так как знал все роли наизусть, однажды заменил заболевшую Золушку.

В фильмах режиссера-сказочника Александра Роу актер переиграл всю возможную нечисть. Он сам предложил взять его на роль Бабы Яги, сказал — никакая женщина не позволит себя так уродовать и не получится такой страшной.

По теперешним временам грим Бабы Яги довольно простой. Но в 1930-е годы, когда Георгий Милляр начал сниматься, арсенал гримеров был невелик. Перед каждой съемкой артиста преображали по шесть часов, однажды сожгли ему лицо перекисью водорода, а в другой раз «Баба Яга» сама обожглась, съезжая с печи по желобу.

А вот для роли Кащея Бессмертного особо гримироваться не пришлось. Милляр только что перенес тяжелую болезнь, весил сорок килограммов и выглядел пугающе — что от него и требовалось. К тому же, оказался похож на Гитлера, это только способствовало популярности фильма, вышедшего в 1944 году.

В списках не значится

Кадр из фильма

Самая громкая история, связанная с гримом в новом российском кино, — конечно, «Высоцкий. Спасибо, что живой». Интрига сохранялась не только до выхода фильма, но и после премьеры. Зрители гадали: кто играет Высоцкого? Его сын? Никому не известный двойник? Силиконовая кукла? Виртуальная фигура?

Кажется, даже съемочная группа не в курсе. Рассказывают, что загримированный актер приходит на площадку первым и уходит последним, его никто не видит. И в документах фамилия артиста не значится, написано просто «Высоцкий»…

Планировалось, что Владимира Высоцкого действительно сыграет его сын. Но Никита выше и крепче отца. Роль отдали Сергею Безрукову, он похожей комплекции. А как сделать лицо актера похожим на лицо его героя?

Для этого использовали высокотехнологичный силиконово-пластиковый грим и компьютерные технологии. Создали маску-робот — для работы понадобились слепок с посмертной маски Высоцкого и более пятисот фотографий. Каждый день Сергея Безрукова 4-6 часов гримировали и часа полтора разгримировывали. Работавший с ним художник гример, по условиям контракта, не имел права раскрывать личность артиста.

Интересно? Поделись с друзьями:
Хочешь обсудить? Пиши!

Фильмы по теме

Артист из КохановкиБанщик президента, или Пасечники ВселеннойБелинскийБорец и клоунБравые парниВерные друзьяВесенняя сказкаВечера на хуторе близ ДиканькиВопреки здравому смыслуВсе непонятливыеВысоцкий. Спасибо, что живойДвенадцатая ночьДжентльмены удачиДорога к морю
Загрузка...
Flipboard
Сейчас ты
читаешь:
Гении маскировки: как сложный грим в отечественном кино менял актеров до неузнаваемости
Интересно?
Поделись с друзьями: