Звездные истории

«Я не мужчина, а Баба-яга»: правда и слухи о личной жизни Георгия Милляра

Каким вне экрана был «официальный представитель нечистой силы в кинематографе», вспоминает Teleprogramma.pro.

В роли Золушки

115 лет назад, 7 ноября 1903 года, родился Георгий Милляр. Точнее — де Милье. Отец будущего артиста, француз, приехал в Россию работать инженером-мостостроителем. Здесь и женился — на дочери золотопромышленника Елизавете Журавлевой. Супруги прожили вместе недолго, Франц де Милье умер, едва сыну исполнилось три года. Георгий рос без отца, но окруженный любовью, достатком и культурой: гувернантки преподавали ему иностранные языки, а тетка прививали любовь к театру. С богатством семье пришлось распрощаться с приходом революции. Их загородный дом забрали, а роскошную квартиру превратили в коммуналку — бывшим владельцам выделили лишь небольшую комнатку.

Опасаясь волнений, Елизавета отправила сына в Геленджик, где Георгий окончил школу и устроился в театр. Но не актером, как мечтал, а бутафором. Впрочем, на местной сцене будущий артист и дебютировал. Волею случая: накануне спектакля неожиданно заболела исполнительница роли Золушки. Руководство театра в панике хотело отменить постановку, но выручил Милляр: в тот вечер публика, не заметив подвоха, горячо аплодировала 17-летнему юноше, переодетому в женский костюм.

Спустя несколько лет Милляр (от аристократической фамилии юноша отказался) переезжает в Москву и поступает в студию при нынешнем театре Маяковского. Учеником Георгий был непростым: с одной стороны, обладал бесспорным талантом, с другой — выделялся неактерской внешностью и ужасной дикцией. Пока преподавательский состав из года в год решал, что же делать со студентом, тот вполне успешно миновал все курсы. «…многие преподаватели бросили бы меня, если бы к их нетерпению не примешивалось чувство профессиональной любознательности, вызванное, как говорят в театральной среде, трудностью материала», — вспоминал позднее артист. После обучения он становится актером труппы, выходя на сцену в постановках «Собака на сене», «Ромео и Джульетта», «Озеро Люль». Но «болеет» не театром, а кинематографом.

Сказки Александра Роу

В 1938-м артист получает первую большую роль на экране, перевоплощаясь в царя Гороха в фильме «По щучьему велению» Александра Роу — с этой ленты начинается многолетнее сотрудничество двух главных советских сказочников. В следующую же работу режиссера, фильм «Василиса Прекрасная», Георгий, конечно, получает приглашение. Даже два: на роли отца и гусляра. А вот Бабу Ягу Роу искали долго — не утвердили даже Фаину Раневскую.

«Не женская это роль, — хитро заметил Георгий Францевич. — Какая актриса позволит сделать себя такой страшной на экране? Гример только отвернется — она тут же реснички себе подрисует. А я все стерплю».

Роу в затее сомневался — но она более чем удалась. Говорят, дети из массовых сцен, увидев артиста в гриме злой старухи, пугались, плакали и убегали с площадки. А критики после выхода ленты на экраны никак не могли узнать в Яге «талантливую актрису» — в титрах Милляра указали как исполнителя другой роли.

Георгий Милляр
Кадр из фильма «По щучьему велению»

Баба Яга стараниями Георгия оживала на экране с десяток раз. Радовал артист советского зрителя и другими «нечистыми» ролями: Квака в «Марье-искуснице», черта в «Вечерах на хуторе близ Диканьки», Чуда-Юда в «Варваре-красе». А вот Кощея играть не хотел — говорил, таланта не хватит. Но после уговоров явился на студию бритым наголо и без бровей — актер избавлялся от волос, чтобы облегчить работу гримерам, — и Роу понял: согласие получено. Колоритности сказочному герою добавляла ужасная худоба мужчины: накануне он переболел малярией и сильно потерял в весе. «45 кило с ботинками», — шутил о себе Милляр.

Снялся Георгий и в фильмах для взрослой аудитории: «Кавказской пленнице» Гайдая, «Войне и мире» и «Судьбе человека» Бондарчука, «Кин-дза-дза!» Данелии и многих других. Но глубокие психологические роли, о которых он втайне мечтал — Цезарь, Вольтер, Суворов, — ему так и не достались.

Георгий Милляр
Георгий Милляр в роли Кащея Бессмертного. Фото: кадр из фильма

А был ли брак?

Впрочем, ролей Милляр никогда не просил — как не требовал и в обыденной жизни. Две трети своих лет обитал в коммуналке вместе с матерью — женщиной любящей, но властной. Родительницы побаивался: когда Георгий на съемках прикладывался к спиртному, Роу стоило только пригрозить: «Вот смотри у меня! Все маме расскажу!» — как актер тут же брался за ум. Поговаривают, что в юности актер женился, но супруга оказалась неверной. Вскоре после свадьбы девушка озвучила новость о скором пополнении в их семье — а Милляр не обрадовался. По состоянию здоровья он не мог иметь детей и потому понял: у супруги есть отношения на стороне.

В актерских кругах шепотом озвучивали еще одну сплетню о личной жизни Георгия: мол, он всю жизнь при матери, так как женщины его не интересуют вообще. В некоторых современных изданиях сообщается, что в 30-х годах Милляра арестовали по подозрению в мужеложстве, но вскоре отпустили, сняв обвинения. Словом, доказательств ни раннего брака, ни нетрадиционной ориентации артиста нет:

«Были ли «необычные» наклонности у Георгия, могла знать только жена. И, может, Мария Васильевна знала правду, но она уважала личную жизнь мужа. Поэтому помалкивала. Одна из ее дочерей, горячо дружившая с Милляром, уже умерла. Родственники же Александра Роу, которые тоже могли бы пролить свет на «голубой» вопрос, давно живут в Великобритании», — говорится в книге «Я — второй Раневская, или Й — третья буква».

60-летние «молодожены»

Фактически за плечами артиста только один брак. 65-летним он посватался к соседке Марии Васильевне, вдове, матери троих взрослых детей. Версий их знакомства несколько. «С Марией Васильевной он познакомился при достаточно странных обстоятельствах, — рассказывает актер Юрий Сорокин. — Она была его соседкой в коммуналке. И время от времени, когда Милляра приводили с очередного банкета, по ошибке его заводили не в ту комнату». Воспоминания режиссера Сергея Комарова более романтичны: просто соседка понравилась актеру, и он стал захаживать к одинокой женщине то с цветами, то с тортиком. Звучало и третье объяснение: Георгий был настолько беспомощен в быту, что после смерти матери Роу насильно заставил его жениться.

Сам же Миллер любил рассказывать иную историю. Когда он пришел к Марии с предложением руки и сердца, та растерялась: «Ну что вы, Георгий Францевич, мне уже не нужны мужчины…» — «А я и не мужчина… — парировал Милляр. — Я Баба Яга».

Свадьбу сыграли прямо на площадке, во время работы над фильмом «Варвара-краса, длинная коса»: съемочная группа накрыла столы на берегу Москвы-реки, а вокруг молодоженов водили хороводы и плясали загримированные актеры. Георгий Францевич и Мария Васильевна прожили вместе почти четверть века. Как говорят близкие, душа в душу: он нежно называл ее «Манечкой» и «лапочкой», ходил дома в рубашке и брюках и не позволял себе грубых слов в адрес супруги, максимум: «Ну, Маня, ты меня достала». Она же опекала его и помогала переносить годы забвения: сниматься Милляра почти не звали, а звание заслуженного артиста дали только в 85 лет — за четыре года до смерти.

4 июня 1993 года Георгий Францевич Милляр ушел из жизни. После его смерти в личных вещах нашли листки бумаги с последними стихами актера:

«…А, наверное, было бы здорово
Под финал, под конец пути
Напоследок сыграть Суворова
И тогда уж спокойно уйти…»


Интересно? Поделись с друзьями:
Хочешь обсудить? Пиши!
Георгий Милляр в сказке "Морозко". Кадр из фильма
Flipboard
Сейчас ты
читаешь:
«Я не мужчина, а Баба-яга»: правда и слухи о личной жизни Георгия Милляра
Интересно?
Поделись с друзьями: