9 лучших киносказок Александра Роу, которые позволят вновь окунуться в волшебный мир детства

Знаменитые фильмы советского киносказочника Александра Роу — такая же необходимая часть новогодних праздников, как и елка, салат оливье и мультфильм «Зима в Простоквашино». Во всяком случае, на этих сказках выросло несколько поколений советских детей.

Мало кому известно, но все эти по-настоящему русские сказки, по которым можно изучать нашу страну, создал сын ирландца и гречанки. Отец Александра Роу оставил семью, когда сыну исполнилось 9 лет. Матери тяжело было одной растить ребенка и Саша начал работать с 10 лет. Ему удавалось совмещать работу с учебой, а потом он окончил киношколу и стал режиссером.

В новогодние каникулы нет ничего лучше, чем пересмотреть сказки Роу вместе с детьми и в очередной раз окунуться в их волшебный мир.

«По щучьему веленью» (1938 г.)

Это был новаторский подход — сделать сказку с настоящими артистами вместо привычных для того времени кукол или рисованных героев. Царя Гороха в фильме «По щучьему веленью» сыграл Георгий Милляр, который позднее прославился в качестве «главной Бабы-Яги» Советского Союза.

«Василиса Прекрасная» (1939 г.)

После удачного дебюта Роу, воодушевившись, приступил к съемкам своего второго фильма — и снова им стала сказка. В роли Василисы Прекрасной снялась Валентина Сорогожская, случайно попавшая в кино девушка с удивительно правильным и красивым русским лицом. Ее хотели снимать и впоследствии, но женщина выбрала семью и отказалась становиться актрисой.

И снова, конечно же, не обошлось без Милляра. В «Василисе» он сыграл сразу три роли — отца, гусляра, а также первую в своем длинном списке Бабу-Ягу.

«Кащей Бессмертный» (1945 г.)

Этот фильм советские зрители восприняли как сказочную метафору только что окончившейся страшной войны — ведь «Кащея Бессмертного» впервые показали в День Победы, 9 мая 1945 года.

Роль костлявого Кащея исполнил только что переболевший малярией, бледный и исхудавший до 40 килограммов Милляр, и наш зритель немедленно принялся отождествлять злого персонажа с Гитлером.

«Новые похождения Кота в сапогах» (1958 г.)

Александра Роу пытались заставить «изменить» сказочному кино, требуя от режиссера серьезных тем вместо детских картин, вынуждая его снимать классику и документальное кино.

Однако в 1958 году все же на экран вышла сказка о Коте в сапогах, снятая сразу по двум произведениям - «Кот в сапогах» Шарля Перро и «Любовь к трем апельсинам» Карло Гоцци.

«Марья-искусница» (1960 г.)

Режиссеру очень нравились смелые сатирические сказки Евгения Шварца, и он еще в первые послевоенные годы хотел снять фильм «Царь Водокрут», но ему не дали на это разрешения.

Роу вновь вернулся к сказкам Шварца позднее и все-таки сделал то, что хотел: в «Марье-искуснице» по сценарию Шварца присутствует коварный Водокрут Тринадцатый, злобный подводный царь, который похитил Марью. В роли придворного Квака — неповторимый Георгий Милляр.

«Королевство кривых зеркал» (1963 г.)

Основой для создания этой киносказки стала книга Виталия Губарева «Королевство кривых зеркал». Получилось милое и довольно захватывающее кино, - правда, в то же время назидательное и полное нравоучений для советских детей, в котором рассказывается о девочке Оле, попавшей в Зазеркалье и испытавшей множество опасных приключений потому, что не хотела слушаться бабушку.

«Морозко» (1964 г.)

Этот фильм сделал Роу легендой кино — причем не только отечественного. Его «Морозко» по сей день считается одним из главных новогодних фильмов.

Сам Стивен Спилберг высоко оценил эту работу нашего режиссера и признался, что многому научился у Роу. В сказке «Морозко» зрители впервые увидели Наталью Седых в роли тихой и покорной Настеньки, а также великолепную Инну Чурикову — она сыграла сестру Настеньки, Марфушеньку.

Наталья Седых, впрочем, после еще нескольких ролей в кино вернулась в любимый балет и долго танцевала в Большом театре. А Инна Чурикова стала одной из самых известных актрис, никогда не забывающей о том, что именно Роу открыл для зрителей ее яркий комедийный талант.

«Огонь, вода и... медные трубы» (1968 г.)

Этот фильм по традиции вышел под Новый год, однако критики приняли его прохладно — им не понравились сатирические выпады, которые позволил себе Роу в очередной своей сказке.

Да, там присутствует некий гротеск, многие сцены сняты в современной манере, поэтому Роу упрекали в отходе от традиционной русской сказки. Зато фильм и сегодня смотрится с особым интересом.

«Варвара-краса, длинная коса» (1969 г.)

Этот фильм можно назвать самой популярной после «Морозко» сказкой Александра Роу.

В 70-80-х годах ее с удовольствием смотрели все без исключения школьники — захватывающий сюжет, неповторимый юмор режиссера, красивая и находчивая Варвара, - все это сделало сказку любимым зрелищем в новогодние каникулы.

Она не только развлекает детей, но и воспитывает — тонко, невзначай. Впрочем, как и все остальные фильмы гениального советского киносказочника.

Читайте также