Как Агния Барто оказалась создателем шоу «Жди меня», вышедшего на экраны спустя 17 лет после смерти поэтессы

Известная детская писательница выпускала не только детские книги, но и сценарии к кинокартинам

17 февраля родилась Агния Барто. Мы с детства знаем ее как поэтессу и писательницу, старшее поколение помнит, как радиоведущую. Но Барто еще и сценарист, автор популярных фильмов.

Юная москвичка Агния окончила хореографическое училище, работала в балетной труппе. В 1924 году 18-летняя балерина выступала на концерте в училище, но не танцевала - читала стихи. В зале сидел нарком просвещения Анатолий Луначарский. Он заметил способную девушку, пригласил на прием, дал несколько рекомендаций. В этом же году были опубликованы первые стихотворения Агнии.

Ее отношения с кино начались в 1939-м, когда был снят фильм «Подкидыш».

Незадачливые сценаристки

История маленькой девочки, потерявшейся в огромной Москве, - наверное, самый известный фильм по сценарию Барто. Режиссером была Татьяна Лукашевич, а сценарий написали Агния Барто и Рина Зеленая. Они обе делали это впервые и даже не позаботились о заключении официального договора с «Мосфльмом», поэтому получили за свою работу очень мало.

Сценаристки изначально писали роли для Ростислава Плятта и Фаины Раневской. Театральные звезды согласились: Плятт с радостью - это была вторая его роль в кино, Раневская - без особого энтузиазма, только из-за хорошего отношения к Барто. Уже во время съемок дописали несколько сцен с участием Рины Зеленой, и в фильме появилась домработница Ариша.

Фильм стал одним из лидеров советского проката 1940 года. Участие любимых артистов, талантливая игра пятилетней исполнительницы главной роли, панорамы довоенной Москвы - все способствовало популярности «Подкидыша».

Но то, что картина разошлась на цитаты, несомненно, заслуга сценаристок. «У нас так в 57-й квартире, старушка попросила воды напиться. Потом хватились – пианины нету». «Девочка, скажи, что ты больше хочешь: чтобы тебе оторвали голову или ехать на дачу?» Ну и, конечно, «Муля, не нервируй меня!»

Москва, я люблю тебя!

Еще один сценарий к фильму «Алеша Птицын вырабатывает характер» Агния Барто написала в 1953 году. Третьеклассник Алеша решает заняться самовоспитанием, а еще ему предстоит показать Москву внуку бабушкиной подруги, который... оказывается внучкой.

Это дебют актрисы Натальи Селезневой, в фильме ей восемь лет. На том, чтобы снимали именно Наташу, настояла сама Агния. Актеры были подобраны и утверждены, когда автор сценария заявила, что нашла «ту самую девочку».

Работы лишились одна маленькая исполнительница и одна большая актриса: у Татьяны Пельтцер отобрали роль Сашиной бабушки. И через много лет Пельтцер вспоминала эту обиду: «Я в бабушки не годилась, и Сперантову взяли, Вальку, эту дуру».

Но главной героиней картины стала Москва. По мотивам фильма можно проводить экскурсии по улицам столицы и по московскому метро.

Герои спускаются под землю и смотрят на город с высоты птичьего полета. Новенькие сталинские высотки, площадь «Трех вокзалов», станции Кольцевой линии. В школу Алеша идет по Ленинградскому проспекту, мимо гостиницы «Советская». Гости гуляют по Красной площади, едут в метро. «Курскую» открыли в 1950 году, «Комсомольскую» в 1952-м, эскалаторы, люстры, колонны совсем новые, метро поражает москвичей и приезжих размахом. Этим фильмом Агния Барто призналась в любви родной Москве.

Жди меня

Агния Барто не только писала детские книги и киносценарии, но и работала на радио. Восемь лет на «Маяке» она вела передачу, в которой помогала разлученным войной людям найти друг друга. Этот опыт нашел отражение в повести «Найти человека» и фильме «Ищу человека», снятом в 1973 году.

Люди присылали на радио свои воспоминания, описывали ситуации из детства, которые им запомнились. Нередко эти воспоминания переплетались с фантазией. По этим обрывочным сведениям авторы программы пытались составить реальную картину. Было нелегко, но, благодаря радийщикам и их добровольным помощникам в разных городах, около тысячи человек нашли своих близких. Передача «Найти человека» стала прототипом телепрограмм «Жди меня» и «Ищу тебя».

Работая над книгой и сценарием, Барто решила особо не фантазировать - придерживаться фактов. В основу повести легли ее дневниковые записи и истории разлученных семей. В фильме несколько сюжетных линий, построенных по одной и той же схеме: история - поиски - встреча. Зритель ждет, радуется, разочаровывается вместе с героями.

Фильм «Ищу человека» стал дебютом Лии Ахеджаковой. О накале эмоций во время съемок говорит такой факт. В картину вошел монолог актрисы, снятый во время кинопроб. Авторы были уверены, что невозможно еще раз сыграть сцену на таких же эмоциях, и, говоря современным языком, сделали скриншот - съемку с экрана.

Читайте также