Участник «Голос. 60+» Сергей Манукян: «Слепой волшебник и грустный добряк»

Teleprogramma.pro представляет одного из возможных победителей шоу.

Он действительно очень смешной - то ли на Денни Де Вито похож, то ли на Джузеппе Сизый Нос в исполнении Юрия Катина-Ярцева из советского фильма «Приключения Буратино». Из-за рояля видна только лысина и клочки волос по бокам. Но весь этот забавный образ рассеивается, как только он начинает играть и петь: то ли блюз, то ли джаз, то ли фанк - жанровые рамки тут неуместны, ведь Сергей Манукян делает свое волшебство сердцем. Зрения у него практически не осталось, поэтому 63-летний музыкант играет на ощупь - так, как ведет его душа.

«Не повернутся? Значит, глухие»

«Будет больно, если никто не повернется?» - спросил ведущий проекта Дмитрий Нагиев невысокого облысевшего дядьку, сидящего за роялем в комнате ожидания. «Значит, глухие», - ответил тот и прыснул со смеху. Нет, это было не бахвальство. Факт.

Сергей Манукян - признанный мастер в области непопулярной музыки, которую мы не привыкли слышать по телевизору. В ресторанах, тесных клубах или, наоборот, в хорошо освещенных помпезных залах существует особый мир, где играют джаз, бибоп, свинг, скэт, блюз, соул, фанк - все то, что заставляет неподготовленного слушателя вспомнить комедию «Мы из джаза». Благодаря шоу «Голос. 60+» теперь каждый зритель может насладиться творчеством мастера.

Начинал он очень давно. Сын прокурора и врача, Манукян окончил Грозненское музыкальное училище по классу ударных еще в 1975 году, страшно подумать. Хотя выступать начал задолго до этого - играл на барабанах в составе оркестра Гостелерадио Чечено-Ингушской ССР уже в 12 лет.

Манукян влюбился в джаз тогда, когда о нем в СССР мало кто слышал и тем более его понимал.

Он солировал в различных ансамблях в Грозном, потом переехал в Горький, где был зачислен в ВИА «Лабиринт». Тогда Манукян и увлекся музыкой Рэя Чарльза и решил попробовать сольную карьеру. Блеснув на нескольких крупных музыкальных фестивалях - в Пори, Фрайбурге, Карлсруэ, Риге, Ленинграде, Новосибирске, - Манукян решил переехать в Эстонию и попал там в состав группы «Авиценна», громко заявившей о себе на всесоюзных смотрах джазовой музыки. Но главным маяком для музыканта оставался Рэй Чарльз, с которым Манукяна, между прочим, часто сравнивают. Не только из-за манеры исполнения, но и из-за особенностей зрения. Манукян на один глаз слепой, на другом - близорукость минус восемь.

Сергей считает, что проблемы со зрением помогли ему освоить несколько музыкальных инструментов просто на слух и без нотной грамоты.

Джаз во имя мира

Первый раз в Москву он попал в 1983 году и начал играть блюзы и джаз в Золотом зале «Интуриста». Публика потихоньку начала привыкать к американской музыке. Сергей все чаще выступал, а модные джазовые ходы в своих песнях стали пробовать и советские звезды. На 80-е пришелся пик его карьеры - Манукяна пригласили в США работать с Ричардом Элиотом на студии Warner Вros. и с легендой джаза Фрэнком Заппой. Он выступал на одной сцене с Майклом Болтоном, Синди Лоупер, Куинси Джонсом, Джорджем Бенсоном и другими звездами мирового уровня.

Вернувшись в Союз, Манукян стал солистом знаменитого джазового биг-бенда Анатолия Кролла. В 1989 году артист получил Гран-при на Первом телевизионном музыкальном конкурсе «Ступень к Парнасу», а в 1994-м Манукяну было присвоено звание «Лучший джазовый музыкант года» и присуждена премия «Овация». В 1990 году он принял участие в записи компиляции Music Speaks Louder Than Words («Музыка говорит громче слов») - советско-американской джазовой пластинки, над которой работали музыкальные звезды США и наши знаменитые артисты и композиторы: Олег Газманов, Игорь Крутой, Давид Тухманов, Игорь Николаев, Владимир Матецкий. Проект должен был помочь налаживанию охладевших связей между США и СССР.

«Музыка божественна и живет где-то далеко»

До сих пор Манукян пишет музыку, выступает. Живет в Москве. У него четверо взрослых детей. Еще он основал Фонд развития джазового искусства, который помогает начинающим музыкантам, в том числе незрячим.

- Джаз - никакая не элитарная музыка, - подчеркивает Сергей Манукян. - Музыка вообще сторонится досужих суждений. Она божественна и живет где-то далеко, ей совершенно все равно, популярна она или нет, слушают ее многие или нет. Главное, чтобы музыка была созвучна тебе. В жизни все взаимосвязано. Нам нужна хорошая музыка, наполненная мелодией и человеческими звуками. Мелодия, гармония, правильный, настоящий ритм. Музыка должна быть доброй.

«Голос. 60+»
Пятница/21.30, Первый

Читайте также