«Голос. Дети» - забавное или опасное приключение для психики ребенка?

О закулисье телепроекта рассказывает основатель театра-студии «Непоседы» Елена Пинджоян

Дети из студии «Непоседы» участвовали во всех сезонах телепроекта «Голос. Дети». В текущем сезоне в телепроекте из "Непосед" - Давид Хиникадзе, Алиса Хилько, Кира Данилина, Михаил Ногинский. Воспитанники студии принимали участие во многих музыкальных конкурсах: от «Утренней звезды» до «Евровидения» (в прошлом году выпускник «Непосед» Кристиан Костов занял второе место, представляя родную страну Болгария).
Основатель театра-студии «Непоседы» Елена Пинджоян по нашей просьбе рассуждает о том, как отражается участие в самом популярном музыкальном телепроекте на карьере и психике детей, а также дает советы родителям талантливых ребят.

«Не смотрите вы на эти страшные кресла!»

- «Непоседы» существуют уже более четверти века (27 лет). Желающих учиться в нашей студии всегда было много. Но в последнее время число претендентов на обучение возросло. Причина одна. Называется «Голос». Дети теперь хотят стать певцами, артистами.
Но, находясь за кулисами шоу с первых его дней, могу уверить всех желающих в том, что это непросто. Соглашаясь на участие в «Голосе», надо понимать, что это игра, лотерея, то есть сформировать правильное отношение к процессу. Наставник не обязательно повернется к ребенку, даже если тот спел великолепно. И самый талантливый может выбыть из «игры» в самом начале.
Закулисная жизнь проекта по накалу страстей не идет в сравнение ни с «Утренней звездой», на которой бывало родители и мебель громили, ни с «Новой волной», ни с любым из конкурсов, на которых мне приходилось бывать раньше.

- Надо быть готовым к тому, что даже хорошо подготовленный ребенок может не попасть в эфир, просто потому что до него, например, не дойдет очередь. Никто заранее не может предугадать, сколько детей прослушают наставники, прежде чем наберут свои команды. Поэтому количество претендентов готовят с запасом. На репетиции ходят, например, 50 человек, а возьмут только 45.
Помню, мою Аришу Миронову утвердили на второй «Голос», взяли на слепые прослушивания, провели с ней несколько репетиций, а очередь до нее так и не дошла. Последнему наставнику – Максиму Фадееву – не хватало ровно одного участника, и он взял девочку, которая вышла на сцену перед Аришей. А моя солистка полностью настроенная: вот сейчас ей дадут команду на выход, и вдруг – прямо перед ней двери закрываются. В этом сезоне до четверых участников не дошла очередь. И чтобы не расстраиваться, не тратить эмоционально свою энергию, нужно это заранее учитывать.

Прежде чем выпустить детей на сцену «Голоса», я миллион раз проговариваю своим ученикам: «Ребята, не смотрите вы на эти страшные кресла! Не ждите, не зацикливайтесь на мысли, что они к вам повернутся. Не думайте о судьях! Смотрите в зал поверх их голов. Выберите себе доброго зрителя и ему пойте. Главное – отработайте на все сто, и неважно, повернутся к вам или нет».
Они меня внимательно слушают, кивают, запоминают. Но одно дело – настрой там, за кулисами, и совсем другое – на сцене. Все равно в голове у детей одна мысль о наставниках: «Только бы повернулся!» Напряжение страшное. Аккумуляция всех навыков должна быть точная. Ведь еще эмоционально давит понимание, что это телевизионный эфир.

«Полтора часа рыдала без остановки»

- Честно говоря, я с опаской отношусь к участию малышей в подобных конкурсах и шоу, они иногда здорово влияют на психику ребенка. И ответственность за это лежит в первую очередь на родителях - им нужно понять, готов ли их малыш к этому творческому испытанию, выдержит ли его нервная система. Потому что дети бывают разные, и некоторые воспринимают все эти волнения вокруг конкурса абсолютно спокойно. Ну не повернулись ко мне наставники – ну и что? Зато я был на «Голосе» и меня показали по телевизору. Еще и успокаивает родителей: «Ну мам, ну что ты переживаешь, все нормально». Таких можно хоть на «Голос», хоть на «Евровидение», им все пойдет в плюс, и они любые испытания будут воспринимать как дополнительный жизненный опыт.
А другие ломаются. Помню, к одной нашей девочке не повернулись судьи, она вроде стойко держалась за кулисами, а в машину с родителями села – и полтора часа без остановки рыдала. Успокоить не могли. Даже звонили в панике, советовались, что с ней делать.

Впрочем, сейчас вокруг телепроекта «Голос» такой ажиотаж, что порой влияния родителей просто не хватает – дети просто рвутся участвовать. Папа с мамой, может и рады были бы своего ребенка туда не пустить, но он же прямо спит и видит свою мечту. Я долго размышляла по поводу этого феномена. С одной стороны это - страшное напряжение и волнение, но одновременно все дети этого хотят. Это новые тенденции - все хотят получить славу и известность. Но есть опасность, ведь сегодня чтобы стать известным не обязательно быть талантливым – все смешалось. Я надеюсь, что мы все-таки должны снова вернуться к понятию – быть известным, значит признать талант.
И потом, проект «Голос» особенное внимание обращает на индивидуальные качества ребенка. Конечно, все должно быть подано качественно – интонирование, поведение на сцене, пластичность ребенка, но самое важное - должна присутствовать личная харизма, ребенок должен раскрывать свою индивидуальность. А это ответственность педагога. В нашей студии я слежу за этим, потому что важно развивать именно личный талан ребенка, а не навязывать ему шаблонное исполнение.

Для меня, как для художественно руководителя студии «Непоседы» появление подобных конкурсов играет положительную роль, так как дает мощнейший стимул из вне для учеников. Мы знаем, что самое худшее – это заставлять, здесь же заставлять не приходится, но важно грамотно направлять, не испортить личные дарования ребенка.
Формула успеха в подобных конкурсах простая. Родитель должен поддерживать своего ребенка. Попытаться изменить взгляд и отношение к конкурсу. К примеру, перевести сам конкурс в категорию игры. Донести до него, что это очень забавное приключение. Педагогу важно чувствовать ребенка и вытянуть из него личное отношение, его собственное «проживание» музыкального материала. А ребенку, как и в любой игре, стремиться победить, но если и не вышло, то понять, что это отличный был опыт, интересное приключение!

 

Читайте также