Режиссер «Маргариты Назаровой»: «Мы не переснимали известные трюки, мы показали кухню»

Константин Максимов — о тонкостях работы

Константин Максимов — о тонкостях работы, опасных трюках и сыне Евгения Леонова

В эфире Первого канала продолжается необычный сериал «Маргарита Назарова» - о мире дрессировщиков и трагичной судьбе выдающейся советской дрессировщицы Маргариты Назаровой. Режиссер проекта Константин Максимов («Закрытая школа») вспомнил в беседе с журналом «Телепрограмма», как это было.

- Наш фильм в первую очередь про людей, а не про цирк, - уверен режиссер. - Это и отличает сценарий «Маргариты Назаровой». Эти люди старались дать и придумать что-то новое, интересное, захватывающее. Принести радость, эмоции и загадку публике. Снимали мы очень подробно. Персонажей в картине много — около 350. Ключевые из них прописаны очень тонко — в их отношениях есть нерв, искренность, чувства. Кроме того, у нас было 150 съемочных объектов — гастроли, встречи, съемки. Рига, Москва, Ростов и другие города...

- То есть снимали в разных цирках?

- Мы соорудили настоящий трансформер. Цирк, который принимал облик цирка нужной нам эпохи. Менялась сетка, кресла, подача света, конфигурация манежа. Я посмотрел огромное количество архивов, которые предоставил Росгосцирк. Изучал, как развивались артисты цирка — в поведении, костюмах, отношениях с публикой, как менялся антураж и музыка. Эта планета очень интересная. Время менялось — меняются и люди. Мы ведь проживаем несколько эпох в «Маргарите Назаровой». Появляются соблазны, слава, потом она уходит, приходит драма.

- В сериале большое количество трюков. Вы стремились вывести цирковую жизнь на первый план?

- У нас не было задачи переснимать цирковые представления. Мы показываем работу и жизнь людей. Как они ведут себя на арене, когда дома все идет наперекосяк. Вмешивается ли в работу человеческий фактор, допустимы ли ошибки в манеже? Животное ведь может откусить голову за секунду! Значит, надо любить их, чтобы они доверяли дрессировщику. Братья Запашные активно помогали нам и следили за тем, чтобы это было честно.

- Ольга Погодина, исполняющая главную роль, храбрится, что вошла в клетку аж восемь лет назад и теперь почти научилась управлять страхом. Так ли это?

- Это правда. Идею и сценарий обсуждалась давно. Ольга хотела работать с тиграми. Нельзя сказать, что она в начале работы обладала всеми навыками работы с хищниками, но с помощью Эдгарда и Аскольда Запашными научилась многому. И все трюки выполнила самостоятельно. Глядя на ее энтузиазм и смелость, и Андрей Чернышов взялся за работу — и довольно быстро научился работать с хищниками.

- Какие сцены были особенно сложными?

- Наверно, аттракцион «Водная феерия», который Назарова с Константиновским поставили на Фестивале молодежи в Москве в 1957 году. Дрессировщики приручили тигров к воде — мы это тоже показали. У них была особая, самобытная методика. С этим шоу они потом ездили по стране.

- Так же и со съемкой комедии «Полосатый рейс»?

- Да. Опять же — мы не переснимали фильм. Мы показали всю кухню. Как они готовились с снимать, не знали, как это сделать, как придумали выход.

- Говорят, Андрей Леонов долго отказывался сыграть отца.

- Да, мы несколько раз встречались, обсуждали роль. И сошлись на том, что не повторяем легендарный фильм. Мало кто знал, как этот фильм снимали. И мы не знаем точно, но фантазируем на тему, придумываем, как это могло быть. Создатели «Полосатого рейса» получили задачу — снять смешную комедию с тиграми. Но как заставить тигров двигаться за актерами, не набрасываясь, как сделать так, чтобы хищник заглянул в иллюминатор. Конечно, были дрессировщики и монтаж. При этом были и другие секреты, которые мы постарались показать. Когда снимаешь кино про то, как снимают, это становится интересно. Мы показали время, технологии, переживания людей, их находки. Думаю, это интересно зрителю.

- Назарова прошла немецкий плен, потом непростой период адаптации в СССР, когда ей припоминали работу в кабаре Гамбурга, в ее жизни было много драматичных моментов. Но что помогло ей не надломиться? Любовь к тиграм?

- У нее всегда была тяга к самореализации. И мощный стержень внутри, который помогал удержаться на ногах. Колоссальное желание найти себя. Назаровой очень повезло, что она встретила Константина Константиновского, с которым они прожили очень сложную жизнь, полную радостей и трагедий. Но тот заряд, позволивший ей не потухнуть в начале карьеры, разгорался до огромного факела, который осветил множество людей. Это довольно сложно для женщины — хрупкого красивого существа — работать с хищниками. Довольно рано на ее плечи опустились испытания, но она выдержала. Желание работать с хищниками было обусловлено стойким характером. Она не сразу пришла к цирку, но пришла туда навсегда. Ручного тигра вырастить крайне тяжело. Нужно быть настолько чистым и искренним с тигром, чтобы он подпустил к себе. Чтобы он признал за равного, мог положить голову на колени и уснуть. В случае с Назаровой это было абсолютное единение — у нее был любимый тигр Пурш, который провел с ней почти всю свою жизнь. Это большая редкость и невероятное достижение открытого человека.

«Маргарита Назарова», Первый, понедельник-пятница, 21.00

Читайте также