Журнал «Телепрограмма» побывал на съемках сериала по мотивам автобиографического романа Василия Аксенова «Таинственная страсть».
В своем последнем романе Василий Аксенов без прикрас изложил воспоминания о своей жизни, отношениях с друзьями и между ними. Там есть все: отношения с властью, дружба, предательства, любовь и измены. Иногда иронично, иногда злобно, иногда трогательно. В центре событий - культовые герои 1960-х годов: Белла Ахмадулина, Владимир Высоцкий, Евгений Евтушенко, Иосиф Бродский, Роберт Рождественский, Андрей Вознесенский, Андрей Тарковский, Юрий Нагибин, сам Василий Аксенов и две его жены.
В книге и соответственно в сериале имена реальных персонажей изменены, но прототипы угадываются за ними без особого труда. Перед тем как создатели сериала отправились работать в Коктебель, журнал «Телепрограмма» побывал на съемках этого сериала.
Этот шифр придуман не нами
Как пишут иногда в криминальных драмах, «имена героев изменены». Так же и здесь, но как порой красноречиво и метко дал имена-характеристики своим друзьям автор! Вместо Василия Аксенова - Ваксон (актер Алексей Морозов), Беллы Ахмадулиной - Нэлла Аххо (Чулпан Хаматова), Евгения Евтушенко - Ян Тушинский (Филипп Янковский), Андрея Вознесенского - Антон Андреотис (Евгений Павлов), Роберта Рождественского - Роберт Эр (Александр Ильин-мл.), Владимира Высоцкого - Вертикалов (Сергей Безруков), Эрнста Неизвестного - Известнов (Александр Большаков), Иосифа Бродского - Протский (Артур Бесчастный), Юрия Нагибина - Марк Аврелов (Олег Штефанко), Александра Солженицына - Большов (Никита Салопин), Булата Окуджавы - Кукуш Октава (Алексей Агопьян).
Продюсерами проекта выступили Константин Эрнст и Денис Евстигнеев, автором сценария - Елена Райская («Однажды в Ростове»), а снимает картину Влад Фурман («Куприн. Яма»).
- На Аксенова я подсел 5 - 6 лет назад, - вспоминает режиссер. - Предложил продюсерам экранизировать роман «Москва Ква-Ква». Но сценария не было. Зато через некоторое время появился сценарий Елены Райской по «Таинственной страсти» на 12 серий. Очень удачно ей удалось создать сквозное действие, которого в романе Аксенова, кстати, не было. У нас писатель Ваксон предстает не только как персонаж мемуаров, но и как герой произведений Аксенова. Тема романа «Звездный билет», отношения с коллегами, с женами, с властью - все органично переплелось. Мы снимаем интерпретацию «Таинственной страсти», но в духе Василия Аксенова. Как он писал, «эти события были, могли бы быть или хотелось бы, чтобы они произошли».
Действие картины происходит в разгар хрущевской оттепели: 1958 - 1968 годы. Найти похожие интерьеры в современной Москве почти невозможно. Создатели сериала арендовали аутентичную квартиру в сталинской высотке на Ленинском проспекте. По сюжету в ней живет поэт Антон Андреотис.
- Такое впечатление, что время здесь застыло, - улыбается Филипп Янковский, глядя по сторонам. - Видимо, ремонта не было ни разу. Повезло нам.
И правда, узнать, что внутренности квартиры для съемок почти не декорировали, - неожиданность. На стенах - картины, афиши Театра на Таганке, при входе - настенный календарь, деревянный язык для обуви, аутентичные хрустальные вазы стоят на полках, а под ногами скрипят широченные доски паркета.
Влад Фурман разводит сцену с актерами на кухне, задымленной кинодымом. После короткой репетиции начинают снимать.
- Кто-то говорил про виски, - пространно произносит Ян Тушинский.
Разливают, чокаются, выпивают.
- Дикари! Двадцатый век на дворе, - срывается внезапно Ян. - А они строят стену на границе. Средневековье!
- Древний Китай, если быть точнее, - мягко поправляет его Нэлла.
- И как только додумались до такого? - спрашивает Таня, жена Яна.
- Из Кремля подсказали, - резюмирует Андреотис.
В это время Кукуш, сидя на подоконнике, перебирает гитарные струны.
- Можно сказать, у нас достаточно оппозиционный сюжет, - смеется Алексей Морозов (Ваксон). - Всех этих героев при желании можно назвать бунтарями. У нас будет суд над Бродским, будут монологи со словами «кто-то должен врезать этой власти по жирному лысому затылку». Надеюсь, что фильм выйдет.
Пролетающий, в небе тающий
Удивительно: каждый из актеров похож на прототипа своего героя без всякого пластического грима.
- Мы не играем Василия Аксенова в лоб, - поясняет Алексей Морозов. - Это наш взгляд на реальных людей. В этом смысле мы свободны. Но я, конечно, опирался на роман и воспоминания современников. Есть прекрасная книга «Аксенов» Александра Кабакова и Евгения Попова, в которой писатели называют Аксенова «крутой мэн». Он мог позвонить завотделом ЦК по культуре Ильичеву, наехать на него и бросить трубку. Он провел детство в интернате. У него был жесткий характер.
Чулпан Хаматова также обошлась без парика и силиконовых масок. Чуть вздернутый подбородок и мимолетная инопланетность взгляда - этого почти достаточно для удачного визуального перевоплощения.
- Хочу передать собственные ощущения о Белле Ахатовне Ахмадулиной, - признается Чулпан Хаматова. - Невероятный талант, умение виртуозно обращаться с русским языком и слогом. Это такая поэзия, когда бутоны смысла начинают разворачиваться лепесток за лепестком, невозможно не влюбиться. Фантастическая преданность дружбе в лицейском, пушкинском понимании слова. Милосердие и человекопринимание. Любовь к животным тоже о многом говорит. Необычайная скромность. Борис Пастернак приглашал в гости Беллу Ахмадулину, но перейти черту, «влезть» в чужую душу она не умела и не могла. Все это созвучно моим сегодняшним потребностям, меня лечит работа над этой ролью. И не хочется превращать этот образ в карикатуру - внешнюю форму, за которой нет ничего.
Молодой актер «Современника» Евгений Павлов выглядит словно внук Вознесенского.
- В 2006 году, когда мы праздновали 50-летие театра, Сергей Леонидович Гармаш готовил поэтическую программу по произведениям шестидесятников, - вспоминает актер. - И еще тогда он мне сказал: «Женя! Возьми Вознесенского, ты на него похож!» И вот мне предложили попробоваться на роль Вознесенского. Мистика! Я посмотрел фильм «Застава Ильича» (в картине 1964 года показана сцена выступления молодых поэтов Вознесенского, Евтушенко, Ахмадулиной, Рождественского в Политехническом музее. - Авт.), выучил стихотворение и отправился на кастинг. Утвердили!
Филиппа Янковского нельзя назвать копией Евгения Евтушенко, но ему удалось нащупать образ поэта.
- Для этой работы я подготовил порядка 10 - 15 больших стихотворений Евтушенко, - говорит актер. - Через их чтение, погружение в них я пытаюсь идти к поиску образа Яна Тушинского. С любовью отношусь к этому персонажу. Но поговорить с Евгением Александровичем лично не удалось, он живет в Америке. Зато Константин Львович Эрнст пообщался с ним вместо меня, сообщил, что я играю Тушинского. Евтушенко остался доволен и благословил на работу.
Некоторые актеры так глубоко вошли в образ, что почти растворились в нем.
- Мне кажется, у нас с Андреем Андреевичем Вознесенским есть много общего, - удивляется Евгений Павлов (Андреотис). - Инфантильность, черты лица, даже на фото кажется, что похож на него. Я внимательно следил за интонациями Вознесенского, уникальной распевностью его речи, ритмом. А про манеру его декламирования мне рассказал коллега по «Современнику» Георгий Богадист: Андрей Андреевич вышагивал по Переделкину и размахивал руками, сочиняя стихи. Так и репетировал.
Кстати, чтобы визуализировать творческий процесс, создатели «Таинственной страсти» придумали необычный ход.
- У Влада Фурмана есть изящная идея, - делится Алексей Морозов. - Мы называем ее «пролетающий, в небе тающий» - это образ творческой силы, которая гуляет над человеком. У нас будут летающие, крутящиеся камеры, дроны, которые взмывают над героями и показывают, что происходит с миром во время процесса творчества. Таких эффектных сцен будет немало.
Прозвучат в картине песни Булата Окуджавы, Владимира Высоцкого, которого Сергей Безруков, кстати, тоже сыграет без грима. По поводу авторских прав режиссер консультировался на самом высоком уровне - говорили с Евгением Евтушенко и Зоей Богуславской, прожившей почти полвека в браке с Андреем Вознесенским, получали разрешение у родственников.
- Для того чтобы прикоснуться к материалу, мы сняли для родственников фигурантов романа полноценный фильм! - продолжает режиссер. - Короткометражная картина на 22 минуты с оригинальным сценарием по мотивам основного. Он понравился родственникам. Нас благословила на работу Алла Киреева, вдова Роберта Рождественского, и мы приступили. В нашем сериале нет копания в грязном белье, исследования проблем алкоголизма, мы пытаемся нащупать ощущение времени, которое двигало людей на поступки. Телеграмма от Евтушенко Брежневу и Андропову после ввода войск в Чехословакию. Или ответ Неизвестного Хрущеву: «Если вам не нравятся мои работы, дайте пистолет - застрелюсь». Выступление Ахмадулиной и Евтушенко в «Лужниках» - весь стадион аплодирует. Как такое было возможно?! Постараемся показать.
12-серийная лента выйдет в эфире Первого канала.
Фото: Анна МИТРОХИНА.