Сериалы

Тираны и проходимцы в сериалах – зачем о них снимают кино

История полна громких имен. Это преобразователи государства и изобретатели, философы и мыслители, политики и ученые. Но в кинематографе чаще можно увидеть сериалы про маньяков, палачей и аферистов. Почему же так происходит?

Возможно, все дело в том, что великие открытия происходят без суеты в скучной атмосфере лабораторий? Но разве не интересны приключения естествознателей?

Почему не может быть увлекательной судьба великого хирурга или писателя? Неужели нелюбопытны шпионские игры вокруг ученых с доступом в секретные лаборатории?

Годунов, Ленин, Распутин – вот, кто вместо них. Посмотрим, чем же эти личности были интересны режиссерам?

«Годунов», 2018-2019 годы — история о цареубийце и отравителе

В сериале рассказывается о периоде русской истории, когда закончилось правление Ивана Грозного, и к власти шел Борис Годунов. Он никогда не был любим ни народом, ни боярами. Шептались, что он стал тем, кто ускорил смерть предшественника, но доказать ничего не могли.

Ходили слухи и о том, что именно его стараниями был убит наследник престола. Расследование его смерти силами приспешников Годунова привело дознавателей к неожиданному результату: мальчик зарезался сам, никто на него не покушался.

За Годуновым закрепилась слава серийного отравителя: все указывало на него, но улик найти не могли. Оказавшись при власти, Годунов сводил личные счеты с теми боярами, кто противостоял его восшествию на престол и делал это так топорно, что растерял и союзников, которые среди них были.

Кадр из сериала «Годунов», (2019 г.)

Стараясь заручиться хоть чьей-нибудь поддержкой, Годунов ввел кабальное крепостное право, чтобы перетянуть на свою сторону дворянскую и помещичью прослойки общества. Именно они могли стать его опорой в борьбе с боярством.

Богатые костюмы, проработанные декорации, таинственное русское средневековье, мрачные времена Малюты Скуратова, интриги, смерти, атмосфера опасности и безысходности. Добавьте сюда известных узнаваемых артистов, хорошую режиссуру и получите на выходе сильный телепродукт.

«Демон революции», 2017 год – сериал о сером кардинале Октябрьской революции

К 100-летию Октябрьской революции, в результате которой к власти в России пришли большевики, был снят многосерийный фильм, посвященный деятельности Александра Парвуса и его роли в свержении русской монархии.

Когда теоретику марксизма в 1915 году грозит ссылка в Сибирь, он бежит за границу, где продолжает свою деятельность по развалу Российской империи. В Германии Парвус заручается поддержкой германского правительства и на выделенные ими деньги организовывает протестное движение в и так ослабленной войной России.

Германии Парвус с его идеологией был выгоден, Германия находилась в состоянии войны с Российской империей. И было только вопросом времени, что Россия возьмет верх над воинственной, но, в принципе, небольшой страной. Надо было развалить врага изнутри, с чем Парвус прекрасно справился.

Кадр из сериала «Демон революции» (2017 г.)

Сериал снимался якобы по воспоминаниям, написанным офицером царской контрразведки Мезенцевым. Именно он противостоял Парвусу, поэтому знал и о нем, и о Ленине, которого Парвус вернул в Россию вместе с группой соратников. Знал, но побороть не смог.

Этот сериал о политтехнологиях, о том, что революции – это по большей части не идеология, а деньги и сторонние интересы по ослаблению сильного или набирающего силу государства. Снято захватывающе и доступно.

«Григорий Р.», 2014 — сериал о самой таинственной личности при царском дворе

О Распутине снято немало фильмов, и все равно режиссеры обращаются к теме его жизни и смерти. Этот восьмисерийный фильм рассказывает о том, как жизнь волшебного старца увидел следователь, перед которым стояла четкая задача сверху: очернить Распутина.

В сериале множество дворцовых интриг и факты из жизни целителя, которые до тех пор не выносились на суд общественности. Создатели говорят, что это первый проект о Распутине, в котором не нагромождались вымыслы и домыслы о его жизни.

Кадр из сериала «Григорий Р.» (2014 г.)

Для создания сценария использовались дневники его последовательницы Вырубовой, а также выводы следственной комиссии, возглавляемой Рудневым, который расследовал смерть Распутина. По словам режиссера Андрея Малюкова, если от Распутина отшелушить все слухи, то окажется, что он – просто человек, который любил Россию и не любил войну. Но и здесь речь о смерти, аферах, интригах, сексе, подлости и зависти.

О том, должны ли подобные сериалы появляться на телевидении, мы спросили историка Юрия Рубцова

— Такие сериалы я не смотрю, чтобы беречь свою психосферу. Какой смысл в том, что я буду топать ногами, выходить из себя, нервничать как профессионал? Есть вещи, которые стоят вне истории, а это как раз большинство сериалов и фильмов. Поэтому я предпочитаю читать классику.

— Наше общество решили привести к изучению истории хотя бы через сериалы…

— Никто никуда наше общество приводить не собирается. Те, кто создает такие сериалы, настроены на одно: собрать маржу на всякой желтизне, на скандальных и вымышленных вещах, касающихся громких имен.

Кто сказал, например, что Сталин в молодости был бандитом? Нет ни одного документа, подтверждающего то, что он грабил банки или инкассаторов.

Нет, возможно, такие документы и есть, я не зарекаюсь, но на сегодняшний день историографам о таких документах ничего не известно. Но эту тему постоянно муссируют, потому что ее подали под нужным соусом. И так во всем.

— То есть, нет смысла надеяться на то, что такие сериалы призваны просвещать?

— Нет, это – способ обогащения авторов, не больше. Впрочем, я могу предположить, что на такие проекты умышленно выделяются средства, чтобы намеренно исказить нашу историю, лишить нас наших корней. А народ без прошлого – это народ без будущего, извините за банальность.

Мы спросили клинического психолога Михаила Хорса о том, как могут влиять фильмы о тиранах и маньяках на зрителей

— Дело не в том, какие факты подают зрителю. Дело в том, как их подают. Сам факт агрессии или насилия не делает человека более агрессивным, если только это насилие не романтизируется.

Вот были все эти сериалы «Бумер», «Бандитский Петербург» — они романтизируют бандитскую среду. И часть молодежи с неустойчивой психикой, подростки действительно принимали эти вещи за чистую монету.

— Мы говорим о тюремной романтики. А вот, например, может ли повлиять на массы фильм о Чикатило, где его представят божьим одуванчиком?

— Может, может! Вспомним не сериалы, а полнометражный старый фильм «Прирожденные убийцы» с Вуди Харрельсоном. Там, по сути, бандиты и маньяки – полусумасшедшая влюбленная парочка. Актеры там харизматичные, на них хочется смотреть, фильм стал культовым.

Их образы романтизированы и идеологизированы, они представлены как люди, протестующие против серого общества своей яркостью. Если будет такая подача, то такие образы будут оправданы на уровне подсознания большого количества зрителей. И, значит, будут оправдывать в глазах зрителя зверства, которые будут показаны.

В общем, нам стало понятно, что относиться ко всем этим «историческим» сериалам можно только лишь как к игровому кино, ни в коем случае не принимая за чистую правду то, о чем в них рассказывается.

Интересно? Поделись с друзьями:
Хочешь обсудить? Пиши!
Flipboard
Сейчас ты
читаешь:
Тираны и проходимцы в сериалах – зачем о них снимают кино
Интересно?
Поделись с друзьями: