По словам режиссёра фильма Веры Сторожевой, поиск объектов для съемок исторической Москвы был не прост, «но такие места есть». Гораздо труднее воссоздавать атмосферу, когда процесс съёмок организован у всех на виду – среди жилых кварталов.
Как снимали Москву времен Иосифа Сталина
Съемки сериала Шифр Фото: автора
Ветхая страшная пятиэтажка, построенная на 9-й ул. Соколиной горы в 1932 году (такие дома обычно первые в списке на снос), каким-то чудом избежавшая расселения (по слухам, там продолжают жить несколько семей), как будто ждала исторических съёмок.
«Москва – очень сложный в этом смысле город для съемок. Или в окно кто-то начинает смотреть, или в кадр вдруг попадает современный человек – мы таких между собой так и называли: «гости из будущего». Приходилось кадры переснимать. Потому что в 1950-е годы ведь не было дворников в оранжевых жилетах!» – рассказывает режиссер фильма.
Что видим в сериале
По словам режиссера Веры Сторожевой, исторические здания Тимирязевки прекрасно передают атмосферу старой Москвы Фото: автора
Действие фильма происходит в 50-е годы прошлого столетия. Четыре женщины (актрисы Екатерина Вилкова, Марьяна Спивак, Елена Панова, Яна Дюбуи) – умницы, красавицы и к тому же разведчицы в послевоенные годы распутывают непростые уголовные дела.
В тот зимний день по сценарию что-то нехорошее случилось в подъезде, похожем на склеп. Одна из героинь выбегает на улицу в слезах. Милиция (здесь можно увидеть форму и автотранспорт служителей правопорядка того времени) уже на месте.
Служебный милицейский ГАЗ «Победа» - гордость отечественного послевоенного автопрома Фото: автора
Рядом стоит служебный милицейский ГАЗ «Победа» – гордость отечественного послевоенного автопрома. Девушку успокаивают милиционер и героиня Екатерины Вилковой, а потом, взяв под руки, ведут вдоль дома. На лицах у всех троих скорбное выражение.
Что осталось за кадром
Съемки сериала Шифр Фото: автора
Накануне прошел сильный снегопад. И к утру похолодало. Было зябко даже смотреть на великолепную Екатерину Вилкову: ведь сцену у подъезда снимали в несколько дублей.
Вид ретро-одежды на актёрах – легкие пальто, кокетливые шляпки, не покрывающие всей головы – бросал в дрожь. Разве что у милиционера форма смотрелась по-советски плотно. Вот они раз за разом ведут от подъезда заплаканную даму… Но актеры с честью отсняли сцену, не обращая внимания ни на нас, зевак, ни на холод.
Костюмы актеров, по словам Веры Сторожевой, очень близко соответствовали той одежде, которую носили советские девушки, хотя и были специально привезены из Праги.
Как менялся старый дом
Съемки сцены у дома заняли два дня. Маленький двор забили вагончики съемочной площадки. А сам обшарпанный дом, претерпел внешние метаморфозы.
Что осталось за кадром
Съемки сериала Шифр Фото: автора
Около злополучного (по сценарию) подъезда появилась телефонная будка, на стене у входа – информационная доска с объявлениями и агитационной листовкой, плафон с названием улицы и дома завесили суровой тканью и припорошили снегом.
Рядом с домом «выросла» деревянная изгородь, она загородила зелёные чаны помоек, а также деревянная скамеечка с колоритной урной сбоку.
Внимание отдыхающих на скамье и проходящих мимо граждан должен был привлекать весьма габаритный напольный стенд с советским плакатом, с которого радостный (назло сценарию) строитель коммунизма зовет к успехам социалистического труда.
Съемки сериала Шифр Фото: автора
«Я надеюсь, что нам удалось передать (атмосферу послевоенных лет. – Прим. ред.), потому что мы очень тщательно подходили к выбору и объектов, и костюмов», – сказала Вера Сторожева.