Подробности со съемок сериала «Преступление»

В мрачной адаптации сериала Forbrydelsen - «Преступление» - героиня Дарьи Мороз вместе с Павлом Прилучным ищет убийцу молодой девушки

В мрачной адаптации сериала Forbrydelsen - «Преступление» - героиня Дарьи Мороз вместе с Павлом Прилучным ищет убийцу молодой девушки.

Я вижу все твои трещинки

- Дашу пригласите на площадку! - командует в рацию режиссер Максим Василенко.

- Ребята, Дашу позовите! - передают по цепочке ассистенты.

- Да я здесь, - Дарья Мороз со стаканчиком кофе в руках делает шаг из толпы. - Сценарий дочитываю.

Заметить актрису в людском рое и вправду непросто. Нет, женственность, харизма, молчаливое изящество - все при ней. Просто ее стильный костюм на редкость неброский. Тут даже не 50, а все 150 оттенков серого. Сериал «Преступление» снимается на основе формата Forbrydelsen датско-шведско-норвежского производства, а на севере Европы любят одеваться именно так. В российской адаптации эту особенность решили оставить - в стильно-серые тона одета не только следователь Саша Москвина, которую играет Мороз, но и все остальные герои. Внешнее выведено за скобки, чтобы внимание фокусировалось на изнанке.

- Моя героиня в последнюю очередь думает о своей внешности, - объясняет Дарья Мороз. - Я в этом смысле похожа на свою героиню. Понимаю, что артист должен выглядеть достойно и привлекательно, но краски на лице стараюсь избегать. Мне и без нее комфортно. В кино все обычно причесанные и напомаженные... Многие актеры даже боятся, что лаком покроют не так, как надо, и в кадре это будет выглядеть ужасно. А я наоборот - в зеркало почти не смотрюсь. Собрала волосы в хвост, немного тонального крема - и все. В «Преступлении» у героев на лице любая морщинка, любая трещинка видна - в этом наш стиль. Мы специально добиваемся такого жизнеподобия.

Ленту снимают в Калининграде. Мрачновато-серый, осенний антураж города создал идеальную атмосферу для съемочной группы. Декорации можно было и не возводить.

По сюжету в небольшом городе происходит жестокое убийство. Обнаружено тело молодой девушки Тани Лавровой. Отлучившиеся на уик-энд Игорь и Анна Лавровы (Андрей Смоляков и Людмила Артемьева) места себе не находят: не сберегли дочь! За дело берутся въедливые следователи Саша Москвина и Андрей Чистяков (Павел Прилучный). Но воссоздать картину преступления никак не удается. Подозреваемые постоянно меняются и в конце очередной серии зрителю кажется, что преступление мог совершить любой из героев.

- В день, когда произошло убийство, героиня Даши должна была уйти со службы, - рассказывает Павел. - А моего героя ставят на ее место. Но после того, что случилось, она возвращается, и мы работаем в паре. Мой персонаж - бывший мент, работавший под прикрытием по наркотикам. Он и продавал, и покупал, и принимал. Полгода как завязал и пытается с этим бороться как может. Но периодически ему начинает срывать крышу, он находится на грани срыва.

Моцертианский надрыв

На фоне расследования развивается драма внутри семьи Лавровых, а в городе идет борьба за кресло мэра. Вдобавок ко всему у каждого из сыщиков находятся собственные скелеты в шкафу - зритель знакомится с ними по ходу развития сюжета.

- Это идеальная для адаптации конструкция, - считает режиссер сериала Максим Василенко. - Несмотря на то, что фабула та же, что и в первоисточнике, мы ввели несколько новых персонажей и переписали некоторые линии. Поступками героев руководит столько же совокупных мотиваций и пружин, сколько и в обычной жизни. За этим интересно следить.

Съемки проходят как в центре Калининграда, так и в деревушке за городом. Там подозреваемый в преступлении отец семейства внезапно покупает новый дом. А старый дом Лавровых возвели на территории Калининградского целлюлозно-бумажного комбината. Построенный в 1895 году немецким лесоторговцем Эмилем Теплихом завод пережил две мировые войны. Кирпичное здание мелкой кладки напоминает декорации для «Шерлока Холмса» Гая Ричи. Интерьер жилища Лавровых возник с нуля в одном из пустующих помещений комбината. Здесь тоже нет ничего лишнего - стол, диван, книжный шкаф, холодильник, телевизор и раковина.

- Полудокументальная серьезность, трагизм - это хорошо, но всегда завораживает легкость исполнения, - подчеркивает режиссер. - Когда работа идет натужно, это потом видно на экране. Мы не показываем жилы, намотанные на кулак. Андрей Смоляков - как раз один из тех актеров, кто с невероятной легкостью и изяществом играет драматические сцены. Этот надрыв - не титанический, но моцертианский. Это и есть искусство. Любое нечеловеческое перенапряжение должно исполняться с импровизационной легкостью. Да и исполнительская манера других актеров нашего ансамбля нехарактерна для среднестатистической школы. Работа на сдержанных тонах и минимализме - вот наш почерк.

Каждый кадр, сцену, эпизод актеры стараются насытить глубоким психологизмом, нагнетая саспенс отсутствием ярких эмоций. Никаких криков, никаких по-мхатовски громких реплик: ужас ползет сквозь тишину, щекоча нервы.

- И американскую адаптацию (сериал The Killing - «Убийство». - Авт.), и оригинал я посмотрел. Адски скучно! - признается Прилучный. - Я не могу так долго следить за развитием сюжета. Сразу переключаю на четвертый сезон: кто убил?! (Смеется.) Но мы слепили из четырех сезонов два. Действие в каждом разворачивается за 20 дней. Поэтому наше «Преступление» получилось более динамичным и насыщенным событиями.

Привет Ганнибалу Лектеру

Используя иностранный формат, авторы проекта, конечно, старались погрузить героев в российскую реальность. И даже придумали понятные нашему зрителю особенности.
- Например, у режиссера родилась милая деталь, - вспоминает Дарья Мороз. - Если в скандинавском формате главная героиня все время сосет конфетки, в американской адаптации жует жвачку, то моя носит с собой ириски «Золотой ключик». И с помощью них, кстати, бросает курить. Еще я настаивала на том, чтобы моя героиня носила водолазки - это дает ощущение закрытости. Плюс - длинные рукава, ее рук практически не видно.

- Моя героиня глубоко погружается в каждое дело, - поясняет Мороз. - Воспринимает убийство девочки как собственную трагедию. У нас будет немало тяжелых сцен. Одна из таких - когда герой Андрея Смолякова запирается в туалете на заправке и срывается в истерику, переживая убийство. По ходу всей работы мы постоянно находимся в состоянии напряжения и глубокого погружения в себя - а это огромный расход энергии. Мне трудно было отыгрывать финальную сцену, когда моя героиня понимает, кто на самом деле убийца.

- Работу мы ведем в основном аналитическую, без стрельбы, - продолжает Павел Прилучный. - Но однажды побегать пришлось. Целый день снимали погоню со стрельбой на рынке. А там был совершенно бесподобный мясник - двухметровый, бесконечно кромсающий мясо. Внешне он был похож на солиста «АукцЫона» Олега Гаркушу. Просто необъятный! И все шутки его были про мясо: «О, я бы ее съел!». Ганнибал Лектер такой.

В сериале также заняты Алена Хмельницкая, Андрей Чернышов, Владимир Юматов и Игорь Костолевский.

- Герой Игоря Костолевского - как раз новый персонаж, которого нет в первоисточнике, - добавляет режиссер. - Отец Рыбаковой, помощницы кандидата в мэры, героя Андрея Чернышова. Он - лоббист, политический тяжеловес, курирующий регион. У него сложные отношения с дочерью: он бесконечно любит ее, но между ними возникает дистанция, когда девушка влюбляется в местного бизнесмена. Любовь встает поперек карьеры отца. И такие сложные узлы взаимоотношений повсюду.

Сериал, снятый кинокомпанией «Вайт Медиа», выйдет в эфире телеканала «Россия 1» в следующем году.

Читайте также