Сериалы

Первые леди «Березки», без которых ансамбль не стал бы легендой

Первые леди «Березки», без которых ансамбль не стал бы легендой Фото: кинокомпания «Русское»
Многие герои сериала телеканала «Россия-1» имеют реальных прототипов, среди них – Надежда Светлова, роль которой исполнила актриса Лидия Вележева.

В стартовавшем на телеканале «Россия-1» сериале «Березка» суровую, но справедливую основательницу легендарного ансамбля играет Лидия Вележева. Ее героиня, Надежда Петровна Светлова, отдает всю себя работе – точно так же жила «Березкой» и знаменитая основательница коллектива, Надежда Надеждина, ставшая прообразом Светловой. О том, что было общего у знаменитого балетмейстера и героини Вележевой, а также о тех фактах биографии создательницы «Березки», которые не нашли отражения в сериале, рассказывает Teleprogramma.pro.

Мой компас земной

Писательница Александра Яковлевна Бруштейн, мать Надежды Бруштейн, ставшей известной на весь мир под именем Надежда Надеждина. Источник: wikimedia.org
Писательница Александра Яковлевна Бруштейн, мать Надежды Бруштейн, ставшей известной на весь мир под именем Надежда Надеждина. Источник: wikimedia.org

Будущая основательница знаменитого ансамбля родилась в 1908 году в провинциальном тогда городе Российской империи с названием Вильно (ныне- Вильнюс, столица Литвы). Немногие знали, что Надеждина – это ее псевдоним, который она взяла, уже став балериной Большого театра.

Настоящая фамилия Надежды — Бруштейн. Ее мать была известной писательницей. Когда еще школьницей дочь сказала Александре Яковлевне, что хочет танцевать, та приняла это известие без энтузиазма. Но Надя настояла на своем – преодолевать трудности и добиваться своего было у нее в крови. А еще – она была очень талантлива. Особенно удавались Наде народные танцы. Ученица знаменитой Агриппины Вагановой, еще не закончив балетную школу в Петрограде, уже получила предложение работать в Большом – на первом же экзаменационном показе.

В 1925 году она стала самой молодой артисткой, принятой в труппу Большого театра. Там она проработала девять лет. Тогда же познакомилась со своим мужем – художником-графиком Владимиром Лебедевым. Детей у Надеждиной, в отличие от героини Вележевой, сын которой фактически рос сиротой при живых родителях, не было.

Портрет Надежды Надеждиной, художник Владимир Лебедев, 1927 год
Портрет Надежды Надеждиной, художник Владимир Лебедев, 1927 год

В 30-х Надеждина начала работать хореографом-постановщиком, во время войны работала в составе фронтовых бригад, была балетмейстером ансамбля Сибирского военного округа и Карельского фронта, руководила балетным отделением Московской эстрады.

После Победы ей предложили стать постановщиком танцев в народном хоре города Калинин (сегодня Тверь) – именно тогда, когда она моталась на работу из Москвы в Калинин, у нее возникла идея создания уникального народного ансамбля.

Во поле березка стояла…

Фото: кинокомпания «Русское»
Фото: кинокомпания «Русское»

Впервые на широкой публике знаменитый хоровод «Березки» был исполнен в мае 1948 года, на сцене театра московского сада «Эрмитаж». Как впоследствии рассказывала Надеждина, эта идея витала у нее с детства – давным-давно в память ей врезалась старинная литография, на которой были изображены девушки в народных костюмах, с веточками березы, усеянными листьями. Спустя годы этот образ был реализован на сцене.

Выступление имело грандиозный успех – вскоре Надежду Сергеевну пригласили в Министерство культуры и предложили заняться созданием профессионального ансамбля. Название ему уже было – «Березка».

Все танцы Надеждина придумывала сама. Порой сильно мучилась, если не получалось что-то. «Я талант потеряла», — жаловалась она домработнице, когда у нее никак не выходил один из самых эффектных номеров, «Прялица».

В 1959 году в женском коллективе появились танцоры-мужчины – руководительница «Березки» всеми силами отстаивала эту идею, первое время ее нещадно критиковали за то, что она ввела в репертуар мужские номера. Но очень быстро критики замолчали. Впрочем, нападкам она подвергалась нередко – и чем больший успех приходил к «Березке», тем чаще это случалось.

Не та фамилия

Фото: кинокомпания «Русское»
Фото: кинокомпания «Русское»

Типажи Лидии Вележевой, сыгравшей Светлову, и Надежды Надеждиной, близки: обе черноволосые, темноглазые, высокие, стройные. Даже прическу в сериале Вележева носит похожую: Надежда Сергеевна очень любила делать пучок или укладывать косу поверх головы.

В конце жизни Надеждиной много доставалось за «нерусское происхождение», за еврейские корни. Звучали упреки, что созданный ею ансамбль, мол, никак нельзя назвать русским – дескать, посмотрите на его основательницу, даже внешность которой далека от славянской.

Говорили, что первая леди «Березки» в связи с этим очень не любила свою настоящую фамилию, старалась, чтобы она звучала как можно реже. Хотя трилогию Александры Яковлевны Бруштейн «Дорога уходит в даль…» любят и читают до сих пор, а отец Надеждиной Сергей Александрович (Израиль Моисеевич) считается одним из основоположников советской физиотерапии.

Публикация от @ansambl_berezka

Кстати: История романтической дружбы с куратором «Березки» из КГБ, которого в сериале сыграл Алексей Серебряков, — вымышленная. О личной жизни Надеждиной вообще известно мало, хотя слухов ходило достаточно. Например, ей приписывали роман с наркомом Луначарским. Звучала даже совершенно фантастическая версия, что Надеждина тайно родила от него дочь (по другой версии, ребенка она потеряла).

Мир Миры

Надежда Надеждина руководила «Березкой» больше тридцати лет, практически до последних дней своей жизни. Затем, в 1979 году, новым руководителем ансамбля стала ее помощница, ведущая солистка «Березки» Мира Кольцова, которую Надежда Сергеевна в свое время заметила в хореографическом училище Большого театра. Для Кольцовой «Березка» тоже стала главным делом жизни: она руководит коллективом уже почти сорок лет.

Публикация от @ansambl_berezka

Внешне Мира, пришедшая в ансамбль в 1957 году, была полной противоположностью Надеждиной – светловолосая, светлоглазая, с толстенной косой. Ее внешность и талант в свое время покорили Сергея Герасимова. Красавица Кольцова снялась в его фильме «Девичья весна», причем, когда мэтр услышал, как она поет, велел изменить сценарий – чтобы ее роль была больше.

После он звал Кольцову к себе учиться, сразу на четвертый курс. Но девушка даже обдумать это заманчивое предложение не успела, решение за нее приняла Надеждина, ответив: «Нет».

Легендарная основательница «Березки» в принципе была, когда требовалось, очень жесткой. Отстаивала свой коллектив во всем. Отдавала всю себя работе – и требовала такой же отдачи от других. «Березка» была ее жизнью, ее семьей. Но если бы не эта самоотдача – вряд ли бы мир столько десятилетий восхищался девушками и юношами из «Березки», а ансамбль стал символом вначале СССР, а затем – России.


Первые леди «Березки», без которых ансамбль не стал бы легендой