Сериал «Березка»: как все было на самом деле

Как легендарный танцевальный ансамбль прославлял СССР на международной арене.

На канале «Россия 1» идет сериал «Березка», посвященный истории одноименного танцевального коллектива, который еще в советское время считался достоянием страны. «Телепрограмма» объясняет, в чем уникальность ансамбля и как ему удается оставаться на плаву уже 70 лет.

Словно лебеди плывут

«Березка» - это чуть ли не первое советское шоу, от которого мир был без ума. С уникальной хореографией, талантливыми артистами и, главное, четкой концепцией, в основе которой - синтез народного танца и классической школы. Блестящая программа позволяла артистам ансамбля гастролировать (США, Канада, Япония, Европа, Египет, Ливия, страны Латинской Америки), несмотря на железный занавес и холодную войну.

Грамотный маркетинг сделал свое дело. Выступления «Березки» подавались как «фольклор на экспорт», своеобразный русский мюзикл со стереотипными атрибутами России, востребованными на Западе: кокошники, красные сарафаны в пол, балалайки и, разумеется, медведи. Правда, ненастоящие - переодетые артисты.

- Мой папа Порошин Михаил Иванович десять лет пел в ансамбле «Березка», - вспоминает актриса Мария Порошина, сыгравшая в «Березке» маму одной из героинь. - Между танцами были мини-спектакли. В них папа пел песню в русском костюме, а потом на сцену выходил медведь, и они вместе плясали.

Когда несколько десятков девушек водили особый хоровод, который тоже называется «березка», зал стонал от восторга. Ноги танцовщиц были скрыты подолами сарафанов, двигались они быстро, но плавно - возникало ощущение, что они плывут по сцене.

Придумала этот русский театр Надежда Надеждина (Бруштейн). Она родилась в Вильнюсе (ее мать - известная писательница Александра Бруштейн), окончила балетную школу в Петрограде, в 17 лет поступила в труппу Большого театра. А в 23 начала ставить собственные номера. Во время войны Надеждина стала балетмейстером в выездных агитбригадах, выезжала на фронт. После войны возглавила Мосэстраду. «Березку» она создала в 1948 году - с женским, затем и мужским составом, а потом и с оркестром народных инструментов.

Легенда гласит, что на создание невиданного сценографического элемента - плывущего танца Надеждину подтолкнула старинная литография. На ней она увидела хоровод, где девушки держали в руках веточки березы. Надеждина набрала 16 девушек из самодеятельного коллектива в городе Калинине и привезла их в Москву выступить в театре «Эрмитаж». Это было очень крутое шоу с участием звезд первой величины - в нем принимали участие родители Андрея Миронова актеры Александр Менакер и Мария Миронова, Леонид Утесов и Клавдия Шульженко. Группа Надеждиной выплыла на сцену в красных сарафанах, желтых платочках и с зелеными веточками березы в руках. Выступление коллектива, пока еще не оформленного как «Березка», произвело фурор. Надеждину пригласили в Минкультуры и предложили создать ансамбль, который воспроизводил бы на сцене танцы «Лебедушка», «Цепочка», «Березка», «Сударушка». В том же 1948 году ансамбль поехал на фестиваль в Будапешт. Началось его триумфальное шествие по странам мира.

Опасные гастроли, кризис 1990-х и возрождение

Завораживающие танцы покоряли государство за государством. Везде их принимали на ура. В 1957 году простые калининские девушки увидели Париж. Нередко гастроли были сопряжены с реальной опасностью: в Чили, например, «Березка» оказалась аккурат во время военного переворота в 1973 году, в результате которого президент страны Сальвадор Альенде покончил с собой. Артистки прятались в номерах отеля, когда на улицах Сантьяго расстреливали людей. А в Греции в сорокаградусную жару девушки танцевали «Масленицу» в тулупах, шапках и валенках.

«Худая корова - еще не газель». (Основательница «Березки» Надежда Надеждина - во время репетиций.)

В Австралии в 1977 году перед концертом их встретили пикетчики с плакатами «Долой русских!», швыряли самодельные «бомбочки». А вечером на концерте им аплодировали стоя. Их танцы сближали людей. За что Надеждина и получила золотую медаль Мира им. Жолио-Кюри.

Надежды Надеждиной не стало в 1979 году. Нынешний руководитель ансамбля Мира Кольцова - в прошлом сама солистка «Березки». Она была первой помощницей Надеждиной при жизни и приняла управление из ее рук. В этом году Мира Михайловна отметит 80-летие.

Несмотря на мировую известность, в 1990-е «Березка» осталась без крыши над головой. Ансамбль попросили с постоянной базы на территории Петровского монастыря. Порядка 20 лет коллектив скитался, репетировал на съемных площадках: на ледяном полу в ДК «Серп и Молот», в зале на Волгоградском проспекте. Множество уникальных костюмов потерялось. Нынешнее помещение в Леонтьевском переулке «Березка» получила от Владимира Путина: президент увидел выступление ансамбля аж в Китае, в дни проведения саммита ШОС.

Мира Кольцова расшифровывает феномен «Березки» как «максимум впечатления при минимальном жесте». Особый стиль коллектива - недосказанность и загадка. Танцы «Березки» символизируют благородство, торжество духа и чистоту помыслов. Внутренняя культура, хорошие манеры и вкус культивируются и взращиваются внутри коллектива до сих пор.

«Березка»
Пн. - чт./21.00, Россия 1

Читайте также