В сериале и в жизни: как жили и от чего страдали женщины во времена Золотой Орды

За трагическими историями ставшей наложницей в Орде княгини Устиньи, влюбленной в князя Ярослава татарки Наргиз и других несчастных героинь следили все зрители, смотревшие сериал «Золотая Орда»

Масштабный фэнтези-сериал Первого канала «Золотая Орда», который зрители уже успели прозвать «российской «Игрой Престолов», не претендует на то, чтобы зваться историческим, – об этом его авторы предупредили заранее. Зато любовные страсти все 16 серий кипели нешуточные – как в Орде, так и на Руси. О том, какие события, произошедшие с героями сериала, могли бы быть возможны на самом деле, и других подробностях жизни той эпохи и нелегкой доле русских женщин – в материале Teleprogramma.pro.

Смешение кровей

Кабы не законная жена княгиня Радмила (актриса Светлана Колпакова), то князь Ярослав (актер Александр Устюгов) вполне мог бы жениться на своей любимой Наргиз (актриса Аружан Джазильбекова)– если бы та приняла православие.  Похожая история произошла во времена Александра Невского: тогда один молодой холостой князь в походе влюбился в юную татарку – и привез ее домой. Семья попротивилась – но смирилась, девушка приняла православие и сыграли свадьбу.

Во времена монголо-татарского ига, в XIII-XIV веке, браки между русскими и ордынцами были достаточно частыми. Русские князья нередко брали в жены знатных ордынок – это обеспечивало хорошее отношение хана Золотой Орды.

Например, дочь хана Менгу-Темира (персонаж с таким именем фигурирует и в сериале Первого канала, вместе правителем Орды Берке, преемником которого стал реальный Менгу-Темир, или Менгу-Тимур, как его называют чаще) в 1279 году стала женой князя Федора Ростиславовича Ярославского и Смоленского. Она приняла православие и новое имя – Анна. Одно время чета жила в Орде, потом переселилась в Ярославль. Там княгиня Анна построила несколько православных храмов.

И таких историй было достаточно много. К слову, попавшие в плен или ставшие заложниками при ханском дворе сыновья князей часто возвращались на Русь уже вместе с ордынскими женами. С потомками Чингисхана породнились и московские князья.

Несчастная наложница

Ордынцы также порой женились на русских женщинах – но чаще последние, попав в плен, становились в Орде служанками или наложницами. Историки уже разнесли в пух и прах один из самых трагических поворотов «Золотой Орды» - то, как княгиню Устинью, жену князя Бориса (ее сыграла Юлия Пересильд) отправляют наложницей в Орду. Как отмечают историки, в реальности такая история была бы невозможна.

Нет ни одного документа, подтверждающего, что кто-либо из русских князей отдавал бы свою законную супругу татарским ханам – таинство брака в тот период ценилось на Руси очень высоко, с многоженством уже было покончено.

Наложницей русская княгиня могла бы стать только в результате трагических обстоятельств – плена; подобный поворот был бы возможен гораздо раньше, чем происходит действие фильма, – во времена исторического похода хана Батыя на Русь. При этом в плену бы ни одну княгиню не оставили – выкупили.

Устинья – как и почти все герои сериала, персонаж вымышленный. Однако во времена татаро-монгольского ига княгиня с таким именем действительно жила. Настоящая княгиня Устинья была женой великого князя Владимирского Андрея II Ярославича, за почти 30 лет брака у них родилось трое детей. Княгиня умерла в 1278 году и похоронена рядом с мужем в Рождественско-Богородицком соборе Суздаля.

Русская долюшка женская

Тяжелой жизни и бесправному существованию большинства героинь сериала «Золотая Орда» не позавидуешь – в реальности же все обстояло не так печально. Долгое время считалось, что именно благодаря татаро-монгольскому игу на Руси на много веков воцарился «теремной быт» женщин, когда они становились добровольными затворницами, их ограничивали домом и воспитанием детей. Но в последние годы историки все чаще говорят о том, что том, что к влиянию монголо-татар этот процесс не имеет никакого отношения.

Наоборот, в Орде царил культ сильных женщин, если не сказать матриархат, жены правителей присутствовали на совещаниях, встречах с послами, давали советы, к которым прислушивались. А старшая жена хана Узбека, знаменитая ханша Тайдула фактически правила Ордой – вначале наравне с мужем, потом, после его смерти, –вместо сыновей, а затем выбрала себе нового мужа, военачальника.

Правда вскоре ее правление закончилось – второй претендент на ее сердце, отвергнутый чингизский хан, пошел войной на Орду и убил и Тайдулу с мужем, и всех ее родных.

Как считают многие историки, вынужденному затворничеству и жизни, ограниченной семейным кругом, русские женщины были скорее обязаны повсеместному распространению христианства, которое как раз совпало с периодом татаро-монгольского ига. С окончанием языческой вольницы «пострадали» не только мужчины, которых лишили возможности иметь жен и наложниц, как это оставалось принятым в Орде.

Женщинам на Руси тогда приходилось гораздо хуже, чем мужчинам. Многие могли выходить из дома только раз в неделю – в церковь, и то с позволения отца или мужа. Без мужчины-опекуна не разрешалось отправляться за покупками или общаться на улице. Домострой царил и в кругах знати. Жены князей и опекунши наследников престола могли фактически управлять небольшими княжествами – но все зависело от того, сколько свободы и прав им предоставляли князья.

Хуже всего жилось простым женщинам. В их обязанности входило еще и терпеть побои. За провинности в народе жен нещадно били – специальной плетью, которая называлась «дурак». Порка жен поощрялась –  мужчины, которые не прибегали к рукоприкладству, считались слабаками. Именно из той поры идет знаменитая поговорка: «Бьет – значит любит». И такие нравы и порядки царили долго – лишь с приходом к власти Петра I женская доля стала легче.

Читайте также