Сериал «Хождение по мукам»: Изумрудные серьги с бриллиантами для Юлии Снигирь привозили с охраной

Траурная шапочка Чиповской, форма Трубинера и футуристическое платье Ходченковой - как создавалась костюмированная драма по трилогии Алексея Толстого.

Критики привыкли обсуждать фабулу фильма, характеры героев, актерские работы, режиссерские завихрения и операторские финты.

Реже всего заостряется внимание на костюмах - оболочке персонажей, которая очень часто говорит за героя больше, чем он сам.

Именно брошка, шляпа, определенный цвет или силуэт костюма, как бы смешно это ни звучало, помогает раскрыть не только образ, но и потаенные калитки души героя. Ибо в каждом изгибе платья заложена мысль и идея художника.

Сериал «Хождение по мукам» (НТВ) пестрит разнообразием костюмов, почти как трилогия Алексея Толстого судьбоносными событиями. И поэтому журнал «Телепрограмма» выяснил, кто и как разработал кладовую костюмов для проекта.

Даше - голубой, Кате - фиолетовый

Трилогия Алексея Толстого пережила несколько советских экранизаций. Поэтому уйти от сравнений с первопроходцами будет невозможно. Именно по этой причине создатели современного сериала, снятого Константином Худяковым, разработали абсолютно иную концепцию костюмов для героев. По крайней мере художник по костюмам Ирина Михайловна Иванова (работает во всех проектах Худякова с 1995 года) уверяет, что было именно так.

- Никак не опирались на советские экранизации, - объясняет Иванова. - Потому что они в некотором смысле отдают нафталином - те костюмы уже устарели с визуальной точки зрения. Эпоху и время определяет именно женский костюм. И он у нас свой, особенный. Мы штудировали старые журналы того времени, искали картинки с изображениями костюмов в интернете, два месяца занимались только подготовкой этого, подняли кучу материала. Потом я создала эскизы исходя из характера героинь и отдала на пошив.

Для каждой из главных героинь было сделано порядка 20 - 22 уникальных костюмов. Чтобы привлечь внимание зрителя и представить героев в осовремененном виде, пусть и в антураже начала XX века, художники оттолкнулись от стиля эпохи модерна. До 20-х  годов XX века одежда такого стиля была в обиходе, поэтому на Кате (Юлия Снигирь) и Даше Булавиных (Аня Чиповская) платья весьма современного вида - легкий винтаж, а не туалеты времен Средневековья.

- Известно, что костюм помогает артисту, - рассказывает Юлия Снигирь. - Если ты веришь себе в зеркале и видишь, что получился образ, - тебе легче почувствовать другой характер. В этом смысле Ирина Михайловна лично мне очень помогла. Мы много раз встречались до начала съемок, что-то переделывали, меняли, придумывали, измеряли - было очень много примерок. Я мало встречала такую подробную и добросовестную подготовку. Моя Катя - модница. У меня есть очень красивые платья, а есть и странные - такими они кажутся нам сейчас, а тогда это было страшно модно. В общем, наряжаться Катя любит.

Художники не вдохновлялись эстетикой советских эпопей, а оттолкнулись от британского сериала «Аббатство Даунтон» - это тоже костюмная драма, тоже про перипетии внутри семьи, тоже про начало XX века. Фасоны и костюмы, само собой, не копировались, но импульс схожий: об истории современным языком, то есть с помощью привлекательных и интересных фасонов без нафталина.

Сестры Булавины весьма разные, поэтому разводить их решили с помощью цветовых решений. Для Юлии Снигирь выбрали интенсивно-синие, бледно-сиреневые и фиолетовые цвета. Для Чиповской - светлые, голубые, фисташковые, бордовые. Эти цветовые гаммы вполне соответствуют приметам эпохи модерна и в кадре смотрятся гармонично.

Серьги с конвоем и костюмы от Бурлюка

Практически весь путь героев - это хождение по мукам, поэтому никакой яркости, пестроты в образах не прослеживается. Нет огромных, помпезных шляп с перьями и большим количеством декора, хотя в то время они были популярны. С характерами Кати и Даши, да и обстоятельствами их жизни они совершенно не соотносятся. Поэтому Юлия Снигирь и Аня Чиповская не носят в кадре широкополых шляп.

Испытания, расставания и драмы сказываются и на внешнем облике Булавиных. С развитием сюжета меняются и их костюмы.

- У героини Ани Чиповской вначале довольно светлая жизнь, - продолжает художник по костюмам. - Поэтому «беременное платье» у нее светлое, во время сцен на пароходе - тоже белое, в Крыму - опять же светлых тонов. Затем, конечно, платья начинают темнеть. После 1915 года, когда они попадают в трагические ситуации. На похоронах мужа Кати у Даши появляется черное платье, после потери ребенка - траурная каракулевая шапочка, во время отъезда в Париж - тоже. Для работы в госпитале были разработаны госпитальные туалеты. Потом сестры лишаются гардеробов, как мы помним, и их платья совсем мрачнеют - к черным и темно-серым оттенкам. И смотрятся как будто с чужого плеча.

Что касается мужчин, тут попроще. Велосипед не изобретешь. Вадим Рощин (Павел Трубинер) - кадровый офицер, поэтому он постоянно в военных френчах. Иван Телегин (Леонид Бичевин) - в форме инженеров, не путать с железнодорожными войсками, потому что работает на Балтийском заводе.

Ни одного человека на батальных сценах не «размножили». Сотни актеров наряжали живьем и снимали с дронов

- Особо подчеркну, что никакой компьютерной графики по части костюмов использовано не было, - уверяет Ирина Иванова. - Все сделано вживую - и на пароходе, и на войне, и когда идет обоз с сотней человек - снимали дронами. Ни одного человека не «размножили»! Все это кропотливый труд. Наряжали каждого актера массовых сцен. В общей сложности было подготовлено, стилизовано, отфактурено больше 1000 костюмов для них.

Модный поэт Алексей Бессонов (Антон Шагин), очаровавший обеих Булавиных, носит бархатные и жаккардовые (ткань с крупным узором) пиджаки и бархатный халат, который сохранила его няня. Футуристка Лиза Расторгуева (Светлана Ходченкова) ходит в специальном полосатом футуристическом платье, которое пошито на манер самопального. То есть выглядит так, будто она сделала его сама. Косы в виде баранок на ушах Расторгуевой - это деталь из романа Толстого. Фактически цитата.

Вообще все костюмы эпатажных футуристов выполнены в ярких рыжих, красных и желтых тонах, потому что именно так они одевались и такими красками писал картины русский поэт Давид Бурлюк, один из основоположников футуризма в России. Художники по костюмам ориентировались именно на его работы.

- Костюмы шили очень тщательно и долго - я приезжала на примерки раз двадцать, - вспоминает Юлия Снигирь. - Но Ирина Михайловна продолжала изобретать и искать. Иногда Константин Павлович Худяков не выдерживал: «Ира, остановись, идеально, не надо лучше!» Нам, конечно, очень повезло, что она перфекционист. В исторической картине это важно.

Несмотря на то, что «Хождение по мукам» - исторический проект, некоторые вещицы актрисам захотелось забрать себе на память. Для героини Юлии Снигирь изготовили две пары сережек, одну из которых по сюжету она теряет. Актриса влюбилась в эти серьги и ей подарили их на память.

А вот другую пару, с настоящими изумрудами и бриллиантами, на съемки привозили с охраной - суровые серьгохранители послушно ждали, пока аксессуар отработает нужное число дублей у Юлии Снигирь в ушах, а потом увозили их обратно в ювелирный магазин. Их в подарок актрисе, увы, не оставили.

«Хождение по мукам»
Понедельник - четверг/21.40, Фото: НТВ.

Читайте также