Антон Шагин
Как известно, есть у революции начало, нет у революции конца. Именно поэтому интерес зрителя к событиям Великого Октября не иссякает. Даже несмотря на дистанцию длиной в 100 лет. Новый сериал «Хождение по мукам» (НТВ) - эпическая драма об отношениях поколений и близких людей, разобщенных революцией. Великое полотно Алексея Толстого, которое экранизировали спустя век после событий 1917 года, как никогда актуально именно сейчас. Трилогия состоит из романов «Сестры», «Восемнадцатый год» и «Хмурое утро» и провозглашает не только упоение революцией, но и предчувствие великой беды. На фоне героев, расцветающих во время переворота, Гражданской и Первой мировой войны, происходит страшное и неизбывное. Частные и личные грехи приближают общую катастрофу. И именно с распада семьи начинается распад мира.
Из Дома Некрасова - на паровоз начала XX века
Создатели настаивают, что «Хождение по мукам» именно многосерийный фильм, а не просто сериал. Потому что снят он как полноценное кино. Потому что нарратив охватывает важнейшие для России годы, и ключевые водовороты сюжета прописаны сценаристом Еленой Райской («Империя под ударом», «Однажды в Ростове», «Таинственная страсть») особенно дотошно. Потому что снимал проект Константин Худяков, режиссер блестящей советской драмы «Успех» с Леонидом Филатовым в главной роли. Ну и актерский состав такой, что у кастинг-директора любого «большого кино» отвиснет челюсть: Анна Чиповская, Юлия Снигирь, Антон Шагин, Леонид Бичевин, Андрей Мерзликин, Светлана Ходченкова, Дмитрий Дюжев - можно перечислять долго.
Светлана Ходченкова предстала в образе футуристки Лизы Расторгуевой.
Весь этот десант пришлось изрядно помучить. Конечно, не так жестоко, как Алексей Герман истязал Людмилу Гурченко и Юрия Никулина, заставляя жить в ледяном поезде зимой на съемках «Двадцати дней без войны». Но условия у актеров «Хождения по мукам» были схожими - режиссеру необходимо было добиться повышенной достоверности. Поэтому год назад, когда стартовали съемки, всех привезли в осенний, пронизываемый балтийскими ветрами Питер.
Там, на территории русской революции, и отсняли особо массовые сцены: например, в эпизоде с восстанием на площадке работали почти полтысячи человек. Конечно, современный Петербург отличается от Петрограда, из-за чего художникам и дизайнерам проекта пришлось изрядно попотеть: в кадре не должно было быть кондиционеров, наружной рекламы и других атрибутов современности. К примеру, аристократический салон семьи Смоковниковых устроили в Доме-музее Некрасова - завезли старинную мебель, а дверные шпингалеты и изразцовые печи изначально украшали квартиру и соответственно кадр.
Разгон народной демонстрации казаками - еще одна из важных вех в истории Гражданской войны.
В Ленинградской области, в знаменитом Павловске, отсняли финал проекта. Специально для сцены захвата поезда бандой Махно из московского Музея РЖД на площадку доставили аутентичный паровоз 1904 года выпуска.
Как только вдарили морозы - хождения по мукам продолжились. Группа ненадолго переместилась в Москву. А потом на юг России - в Пятигорск и Ростов. Там создатели сериала отработали батальные сцены.
- Во время съемок таких масштабных исторических вещей всегда приходится изобретать что-то новое, - поясняет художник-постановщик сериала Сергей Филенко. - У нас есть сцена, где Катю Булавину (Юлия Снигирь) настигает степная буря. Мы долго думали, как это сделать. Поездили по местным совхозам. И в итоге обнаружили в одном из них огромные запасы шелухи, которая остается после сбора подсолнечника. Закупили сразу два грузовика этой легкой и красивой шелухи, лопатами сбрасывали ее на пропеллеры, которые и «рождали бурю», - и вышло очень зрелищно.
Аристократичные сестры Даша (слева - Анна Чиповская) и Катя (Юлия Снигирь) Булавины после революции вынуждены были ходить по мукам.
Вообще природа часто помогала. В другой красочной сцене создатели проекта использовали кинематографическую магию «эффекта грязи». На хуторе, где обитал Нестор Махно, съемка шла в проливной дождь. Дорога на площадке превратилась в непроходимую жижу. А по сюжету всадники должны были доставить сбежавшую невесту для Махно. Когда красивую девушку привезли, ее смачно сбросили в жидкую грязь. Это придало сцене особый накал драматизма.
Это не только история взросления Кати Булавиной, но и история принятия своей природы
Для съемок баталий отправились к подножию горы Джуца в Пятигорске - там выстроили огромный комплекс декораций. В этом же городе «поработал» и Дом-музей Лермонтова: в хатках-мазанках обосновали ставку белых, а дом самарского врача Дмитрия Булавина (Сергей Колтаков) - отца главных героинь Кати (Юлия Снигирь) и Даши (Анна Чиповская) - организовали в месте экспозиции личных вещей Лермонтова.
Через мучения - к очищению
Замахнувшись на «Хождение по мукам», создатели экранизации обложили себя ловушками со всех углов.
С одной стороны, картину наверняка начнут сравнивать с советской, «канонической» версией 1974 года выпуска. И это определенный груз и удар, который лег на плечи и актеров, и режиссера.
Роль белогвардейского офицера Вадима Рощина, как и управление лошадью, взял на себя Павел Трубинер.
С другой, в 12 серий надо было максимально компактно спрессовать аж три крупных романа, не забыв о ключевых сюжетных узлах и метаморфозах, которые переживают главные персонажи трилогии.
- Что касается Кати, это история не только ее взросления, - уверена Юлия Снигирь, сыгравшая Катю Булавину. - Но и история обретения себя, принятия своей природы. Катя бежит от себя, пытается быть тем, кем она не является. Она убеждает себя в том, что увлекается современным искусством, тянется к модной творческой богеме и верит, что она среди них как рыба в воде. Влюбляется в поэта (роль декадента Алексея Бессонова исполнил Антон Шагин. - Авт.), ненавидит приземленного мужа (Николай Смоковников в исполнении Алексея Когана. - Авт.), стесняется своего отца и как будто бы даже мучается вопросами о смысле существования. Офицер Вадим Рощин (Павел Трубинер) тоже другой - не такой, как она, и именно этим привлекает. И только когда она формулирует, что не согласна с его мироощущением, тут и начинается процесс обретения себя. Вот тогда она начинает взрослеть и меняться, и в конце истории - это совсем другая Катя.
Храбро воевавшего инженера Балтийского завода Ивана Телегина сыграл Леонид Бичевин (в центре).
Но важнее всего было суметь передать противоречивость трилогии. Писатель смог сочетать несочетаемое. Толстой показал, что революция - прекрасный момент вдохновения и высшего испытания для человека. И в то же время автор не смог попрощаться с домом, семьей, и потому он цепляется за воспоминания детства - рай и уют, созданный в доме аристократов Булавиных. «В трех водах топлено, в трех кровях купано, в трех щелоках варено. Чище мы чистого» - вот эпиграф к «Восемнадцатому году». Именно на этом стыке и зиждется величие прозы Толстого. Наш любимый мир разрушен, но зато мы прыгнули выше головы. Мечта о сверхчеловеке практически сбылась. Почти каждый из героев «Хождения по мукам» проходит этот путь. И авторы проекта заверили, что сделали все для передачи глубокого психологизма прозы Толстого.
«Хождение по мукам», НТВ
27 ноября, 21.40
Фото: канал НТВ.