Сериалы

Сериал «Троцкий»: Рок-н-ролл, секс и революция!

Сериал «Троцкий»: Рок-н-ролл, секс и революция! Финансовый продюсер Октября Александр Парвус (Михаил Пореченков - слева) обеспечил Льва Троцкого и идеями, и деньгами для переворота.
В сериале, посвященном 100-летию Великого Октября, главный герой выглядит Джимом Моррисоном из 1917 года.

Сериал «Троцкий» начинается как рэп-батл — со стихов Николая Гумилева.

И продолжается так же: дерзко, динамично, клипово, даже с титрами, что в наших сериалах используется редко. Привет британскому «Шерлоку».

Титры, поясняющие, кто на экране, появляются не случайно: историей 1917 года в юбилей Великого Октября создатели сериала хотят инфицировать абсолютно все слои аудитории.

Отсюда и эстетика проекта. Это не унылый канонический байопик, а триллер эмоциональных состояний Льва Троцкого — взрослеющего, пережившего тюрьму и выковавшего в несвободе железный характер. Как если бы Константин Хабенский (исполнитель главной роли) вместе с «Методом» переехал на сто лет назад.

Именно такой человек, с тянущимися из детства психотравмами, смог сделать революцию и стал главой Реввоенсовета, разъезжая на бронепоезде по Советской России, дабы вершить правосудие.

Мостик в современность

На любом другом канале «Троцкий» едва ли мог бы выйти. Просто по объективным стилистическим причинам. Слишком явно торчат из него уши «Дневного» и «Ночного Дозора», «Мажора» и «Клима» (флагманских проектов Первого канала) — операторами «Троцкого» стали Сергей Трофимов и Улугбек Хамраев, работавшие над этими проектами. Ну а глубину психологизма из «Метода» перенес сценарист Олег Маловичко.

Троцкий, кадр из фильма
Хитрый Коба (Иосиф Сталин в исполнении Орхана Абулова) всегда точил зуб на «демона революции».

Авторы проекта лезли из кожи вон, чтобы подать историю жизни Троцкого на современном языке, потому и отдали проект на откуп лучшим мастерам. И это чувствуется: диалоги афористичны — хоть и пафосны, но плеваться от них не тянет; персонажи многослойны — даже в карикатурном Ленине (Евгений Стычкин) и деревянном Парвусе (Михаил Пореченков) заложена глубина.

Еврейский вопрос, который принято деликатно обходить при разговоре о революции, аккуратно подсвечен. Метафоры лежат на поверхности, но тем и ценны — они выпуклы и огненны, как революция.

На поверхности и актуальность происходящего в «Троцком». Главный герой, выговаривающий свою жизнь в серии интервью журналисту Фрэнку Джексону (Максим Матвеев), прячется в Мексике и очень похож на Эдуарда Лимонова. Вообще авторы сериала рискуют попасть под обстрел за слишком очевидные аналогии с сегодняшним днем — как вышло со «Спящими»: в истории Октября 1917 года много знакомого. В «Троцком» подробно показано, как политический аферист и теоретик марксизма Александр Парвус берет миллиард марок у западных спонсоров для «революции на экспорт» руками Ленина и Троцкого. Совпадение? Не думаю.

Взгляд изнутри в дно души

Но самое важное отличие от учебников — это рок-н-ролльная сущность Троцкого. Его стильный образ. Реглан, хрустящая кожаная куртка, краги, очки, как у летчика, — металл в голосе (который был у Троцкого и, увы, отсутствует у Хабенского), возбуждающий толпы и избранных красавиц. В энергии, которую передавал революционер, был секс. И это не случайно. Ведь именно от Зигмунда Фрейда, на лекции которого побывал «демон революции», он заразился теорией психоанализа. И называл это «рабочей гипотезой», с помощью которой можно разглядеть дно души.

Троцкий, кадр из фильма
Примерно так все и происходило во время Гражданской войны, пока офицеры царской армии не поддержали большевиков.

— Меня в Троцком-человеке ничто не привлекает, — честно признается Константин Хабенский. — Но он — крупная фигура ушедшего века. Мы попробовали со своей стороны, очень субъективной, разобраться в том, что случилось 100 лет назад. Мы показываем, как Троцкий входил в силу, как его пьянило и будоражило то, что происходило вокруг, как он лбом бился о стены, совершал открытия, и как к нему постепенно приходило осознание того, что он становился политиком… большим и страшным.

Одна из его характерных черт — эпатажность. И мы отталкивались от этого во всем. В одежде, в фигурах речи. Мы создавали образ как с человеческими, так и с античеловеческими гранями

Именно исповедальный пафос «Троцкого» помогает раскрыть черные стороны и причины трансформации характера главного героя. И выдает особый взгляд на революцию. Изнутри.

Троцкий, кадр из фильма
Пожилой Троцкий (в бежевом костюме) доживал остатки дней в Мексике, общаясь с журналистом Джексоном (Максим Матвеев — слева).

— Троцкий действительно был иконой революции, — объясняет продюсер проекта, глава кинокомпании «Среда» Александр Цекало. — Его боялась и уважала армия, которую он, собственно, и создал. Один из соратников писал: «Если вы меня спросите, что такое революция, я вам скажу — это Троцкий. Что такое гражданская война? Это Троцкий». Он ездил на своем бронепоезде и возбуждал, «эрегировал» страну — на войну, на победу. Это Троцкий уговорил Ленина вернуть в армию царских офицеров.

У него есть две безусловные заслуги — создание Красной Армии и организация отправки «философских пароходов» в 1922 году. Именно Троцкий убедил Ленина заменить расстрел всех инакомыслящих представителей российской элиты (профессоров, философов, режиссеров, изобретателей, врачей композиторов, писателей) на изгнание, то есть он спас жизнь отечественной интеллигенции.

Фото: Первый канал.

«Троцкий» (финальные серии)
Среда — четверг/21.30, Первый


Сериал «Троцкий»: Рок-н-ролл, секс и революция!