Сериалы

Как Александр Петров чуть не сгорел на съемках сериала «Гоголь»

Как Александр Петров чуть не сгорел на съемках сериала «Гоголь»
В ленте про Николая Васильевича мистика, черный юмор, гротеск и эротика сплелись в единый и неделимый ком

Сериал «Гоголь» (ТВ-3) в двух словах можно описать так: это то, что было и то, что должно было произойти, чего не было и быть не могло, что могло бы быть, да не случилось никак, и что не должно было произойти ни при каких обстоятельствах. Конечно, teleprogramma.pro не смог пропустить такую прелесть и отправился на съемки в Питер.

Гений и злодейство

Представьте только: молодой Николай Васильевич Гоголь (Александр Петров) садится на хвост опытному сыскарю Якову Петровичу Гуро (Олег Меньшиков) и мчится на тройке в родные места — на хутор близ Диканьки — искать серийного убийцу. Звучит диковато.

— А вы справитесь? — иронизирует следователь. — Обмороки ведь…

— Я родился в тех местах, — объясняет писатель.

Да-да! Тот самый Петров, который везде: «Полицейский с Рублевки», «Фарца», «Метод», «Закон каменных джунглей», «Мата Хари». Это он. Снимался в «Притяжении» с Олегом Меньшиковым — худруком театра им. Ермоловой, в котором и служит актер Петров. И такое хитросплетение в «Гоголе» неслучайно.

— Петрова на роль Гоголя пробовали на съемках сериала «Спарта», — объяснял продюсер сериала Александр Цекало. — Режиссер Егор Баранов. Он же снимал «Гоголя». Прямо на съемках мы пробовали Петрову парик и грим Гоголя. Благодаря Саше Петрову мы и договорились с Олегом Меньшиковым. Я с Олегом давно обсуждал разные роли в наших проектах, но договорились только сейчас.

И правда: последний раз в сериале Меньшиков появлялся чуть раньше, чем «Спартак» был чемпионом — 11 лет назад, в заглавной роли в «Докторе Живаго» Александра Прошкина. Маэстро искушен, востребован и реализован. Руководит театром. Что привело его к «Гоголю»?

Эклектика каждого элемента: сценария, режиссуры, подачи материала и, самое главное, взгляда на классика. Акценты смещены. И Гоголь в сериале как будто играет вторым номером. Герой Меньшикова элегантнее, говорливее, остроумнее, стильнее и обаятельнее. Статский советник и Остап Бендер в одном лице. Что ни реприза — афоризм, что ни взгляд — мамы, прячьте дочек.

— Жизненный опыт всего лишь опыт, — обращается к писателю Гуро, препарируя его метод работы. — Он исчезает в книгах. Чем больше мучаешься, тем лучше для писателя. Вы лишь инструмент в руках Господа. Ваши книги не принадлежат вам…

Гоголь болезнен, истеричен, бледен и падает в обморок чуть ли не в каждой сцене: от вида еды, крови, трупов. Его хочется посадить в кресло, накрыть пледом и отпоить чаем с малиной. Включить «Смешариков».

Эта антитеза — и есть главный манок и структура «Гоголя». На противопоставлении держится все. Именно «нормальный» сыщик Гуро, что завлекает в тихий омут Диканьки «ненормального» писателя, и высвечивает его гений. Иначе бы мы не разглядели.

— Во время работы над «Гоголем» я не сошел с ума, — уверен Александр Петров. — По крайней мере, в парике Гоголя до сих пор не хожу. Это профессия. И по ту сторону разума я не ходил. В какой-то момент казалось, что нос стал длиннее — из-за геометрии лица во время грима. Плюс ракурсы, которые нашел оператор Сергей Трофимов («Ночной дозор», «Дневной дозор», «Монгол»), особенно подчеркивают некое визуальное сходство. Но дальше ремесла дело не зашло.

Сбежавшая коза и огонь на площадке

Съемки еще продолжаются. Но нам показали одну полностью смонтированную серию. И прежде всего «Гоголь» сражает дерзостью: тут и секс в исполнении Николая Васильевича, и саморазоблачение, и никакого трепета перед классиком. Перед нами — живой человек.

Гуро — холерик и балагур, Гоголь — интроверт и социопат. Ничего не напоминает? Распределение ролей почти как «Шерлоке Холмсе». Разве что с небольшой поправкой: в «Гоголе» непонятно, кто круче. Писатель явно не годится в подмастерья сыщику, хотя бы потому что он существует в другом измерении. Очень часто веселое в сериале переплетается со страшным, как в фильмах Романа Полански. Примерно так же было и на съемках.

— У нас в сериале снималась коза, — вспоминает Александр Петров. — Она отыграла роль и сбежала. А для хозяйки это не просто коза, а коза, которая ее кормит. Это большая потеря, хозяйка очень горевала. Коза уплыла через реку. И вся наша съемочная группа сбросилась деньгами на новую козу. Денег хватило бы не только на козу, но и на корову. Деньги отдали. И через три дня коза вернулась. Вот так хозяйка обогатилась.

Русскую готику нашли в Псковской области. Месту, куда еще не слишком часто ступала нога современного урбаниста. Природа, туман, деревья, лошади и луна — все это заставляет снова и снова вспоминать то, что уже где-то было: «Сонная лощина», «Вий», «Мертвец», «Ван Хельсинг». Музыку так вообще словно выкупили у Ханса Циммера — отдал со скидкой черновой саундтрек к «Шерлоку Холмсу». Но это лишь на поверхности. Есть в нашем «Гоголе» неуловимая российская метафизика — читай, тяга к саморазрушению и ощущение безысходности — да и мелодии сбивают с толку за счет струнного инструмента, рожденного в наших окрестностях.

— Над музыкой мы продолжаем работать, — объясняет режиссер проекта Егор Баранов. — Мы хотели использовать оригинальный украинский инструмент цимбалу. На самом деле, он не имеет никакого отношения к Англии, Лондону и «Шерлоку Холмсу». Просто звучит очень часто в западных фильмах. Циммер «заиграл» цымбалу в саундтреке, и мы постараемся от этого уйти. Сходства подчеркивать не планировалось.

А вот интерьеры снимали в Питере. Куда уж мистичнее. Особняк барона Кельха, он же дом юриста по улице Чайковского. Внешне — готический замок с дворовым флигелем. Внутри — ренессанс и роккоко. Шикарно и красиво. Дубовые панели, камин с резной геральдикой, окна с витражами. Здесь даже офис первого питерского мэра Анатолия Собчака располагался в свое время. Куда там «Гоголю»!

Есть и сейфы, замурованные в стены. Но эпизод снимают в готической гостиной. Скрипучие половицы, приглушенный свет и давящая атмосфера. Олег Меньшиков в коронной позе статского советника облокачивается на трость с крупным набалдашником, нависая над Таисией Вилковой — Лизой Данишевской, которой грезит Гоголь. Девушку в чем-то подозревают.

— Отчего же не смогли бы? — вкрадчиво интересуется Гуро.

— Довольно, — отворачивается Лиза. — Я более не намерена отвечать на ваши вопросы. Делайте со мной, что хотите. Везите в Петербург и судите!

Иногда не совсем понятно, что происходит. Как будто мы видим обрывки истории. В этом и есть концепция. Искаженная логика сна, изнанка разума расставляет вроде бы понятные вещи в непонятных комбинациях. Это дает нам возможность заглянуть внутрь головы Гоголя с лупой. Весь сонм фобий, с которыми он жил, преследуют главного героя сериала — маниакально-депрессивный психоз, мания сожжения собственных текстов, страх внезапной смерти и страх быть погребенным заживо. В жизни Гоголя многие из них реализовались. В «Гоголе» через них мы видимо то, что произойдет. Или то, что происходило. Так или иначе, когда он видит мертвые души наяву, ему никто не верит.

— На создание особого мира «Гоголя» меня натолкнул, скорее всего, «Андалузский пес» (фильм Луиса Бунюэля, снятый по сценарию Сальвадора Дали — Ред.), — пояснил режиссер сериала Егор Баранов. — Страхи всегда интересно придумывать. Это отдано на откуп режиссера и оператора, а не сценаристов. Я отсмотрел много фильмов в похожей эстетике — не для того, чтобы копировать, а для того, чтобы снять что-то свое. Кроме фильмов Тима Бертона могу сказать, что в похожей эстетике снят фильм «Человек-волк».

Иногда на содержание гоголевского мира намекают прозрачно: писателю снится, как его вспороли, а там внутри сидит еще один маленький Гоголь. Смотрит на сыщика Гуро с ухмылкой. Нагловатый альтер-эго. И в этом тоже особой шарм сериала «Гоголь». Трэш-юмор без стеснения в стиле сериала «Фарго», где героя могут убить рухнувшим кондиционером. Увы, иногда смерть — это нелепо и даже забавно.


— Пару раз приходилось гореть, — вспоминает Александр Петров. — Во время сцены с огнем, когда я был привязан веревками, на меня подул ветер. И я понял, что начинаю гореть. Невозможно же предсказать порывы ветра. Хорошо, что я был связан некрепко. Понял, что ветер дует в мою сторону, и если сейчас не сбегу, то сгорю! Конечно, если бы мне было 20 лет, я сказал бы, чтобы меня связали по-настоящему и жестко. Для правдоподобности. Но, слава Богу, все обошлось.

Осенью проект «Гоголь» выйдет широкий прокат на большом экране — в четырёх частях. Сериал появится в эфире канала ТВ-3 в 2018 году.


Интересно? Поделись с друзьями:
Хочешь обсудить? Пиши! Комментировать
Загрузка...
Flipboard
Сейчас ты
читаешь:
Как Александр Петров чуть не сгорел на съемках сериала «Гоголь»
Интересно?
Поделись с друзьями: