«Людмила Гурченко»: Юлия Пересильд расскажет в сериале про Люсю правду

Журнал «Телепрограмма» побывал на съемках сериала о Людмиле Гурченко

Журнал «Телепрограмма» побывал на съемках сериала о Людмиле Гурченко.

Сериал под рабочим названием «Людмила Гурченко», посвященный жизни и творчеству легенды советского кино, снимается каналом «Россия». В ноябре этого года Людмиле Марковне, которой не стало четыре года назад, исполнилось бы 80.

Сценарий написан по трем автобиографическим книгам актрисы «Мое взрослое детство» (1982 год), «Аплодисменты» (1987), «Люся, стоп!» (2002). Картину снимает режиссер Сергей Алдонин, с которым Гурченко была дружна. В последний год ее жизни они даже собирались поставить в театре спектакль «Гамлет», актрисе была предложена роль Гертруды. Они приступили к разбору ролей, в шутку и немного всерьез говорили и о будущем автобиографическом сериале. Людмиле Марковне эта мысль нравилась. И вот теперь, к большому юбилею актрисы, планам суждено было сбыться.

- Мы думали: надо ли это делать сейчас или позже? - рассказывает режиссер картины Сергей Алдонин. - Решили, что лучше сейчас, потому что я обещал Люсе. Мы долго уговаривали Сергея Сенина (последнего супруга актрисы. - Ред.) дать права на использование ее книг. Потом работали над сценарием. Теперь снимаем. Гурченко - это целый жанр, такой актрисы у нас не было и больше не будет. Причем то, что мы знаем, только десятая часть от того, что ей дали сделать в этой стране. Американские мюзиклы, которые сейчас безумно популярны, - она давно предлагала их делать и даже сама пыталась.

Харьков снимали в Выборге

История начинается в Харькове в 1935 году, когда актриса появилась на свет в семье 40-летнего Марка, бывшего шахтера (Николай Добрынин), и 17-летней Лели (Надежда Михалкова), родившейся в разоренной аристократической семье.

Маленький полуразрушенный домик, дворик с натянутыми веревками, на которых сушатся покрывала и простыни, пестрые палисадники. Харьковский дом Людмилы Гурченко снимают в… Выборге. Когда сериал о выдающейся актрисе только задумывали, детские годы планировали снимать в Харькове, где появилась на свет Люся, где жили ее родители. Тем более что ее настоящий дом сохранился. Но грянули события на Украине, и о работе над сериалом на родине пришлось забыть.

Заброшенный дом в центре Выборга для картинки оживили - рамы покрасили в белый, на окнах появились занавески, а на подоконниках - цветы. Во дворе разбили клумбы. Снимают конец 60-х, сцену приезда Люси домой с новоиспеченным женихом Вадимом Орловым и знакомство его с родителями. Как известно, четвертым супругом актрисы был Иосиф Кобзон. И когда решили снимать сериал, обратились за разрешением ко всем, чьи имена фигурируют в картине. От Кобзона ответа не пришло, поэтому четвертого мужа назвали Орловым.

Машина еще толком не затормозила, но Люся уже выскакивает навстречу горячо любимому отцу.

- Бохинечка ты моя! Моя ты клюковка! - с украинском выговором восклицает Марк и сгребает в охапку дочь.

- Мы с Люсей поженились, - сообщает молодой человек. - Не возражаете?

- Добре. Чай, не маленькие.

Выбирая актрису на роль Людмилы Гурченко, авторы сериала не старались найти похожую внешне.

- Как ни странно, на роль Люси могли бы подойти зарубежные звезды. Типа Изабель Юппер или Эммы Уотсон, - продолжает Алдонин. - Они как-то ближе к ней. Люся хоть и была патриотка, но типаж у нее европейский. Среди наших такую найти было сложно. Но вдруг наткнулся в интернете на фото Юлии Пересильд. Понял: вот она, Люся! Мы не гнались за внешним сходством. Хотя в итоге оно появилось, потому что Юля вжилась в образ. Юлия очень напоминает Люсю прежде всего характером. Они даже по манере поведения на площадке чем-то близки. Юлия также не идет на компромисс - пока не выяснит все до мелочей, не будет играть.

20 платьев от закройщицы Гурченко

Светлые волосы, челка, светлое ажурное платье, специально сшитое для картины, туфли, сумочка тех времен... Перед началом съемки Юля достает из сумочки современный смартфон и делает селфи на память. Ведь стилисты и гримеры каждый день проделывают уникальную работу, помогая приблизиться актрисе к легенде советского кино даже в мелочах.

- Нам важно, чтобы Юля была похожа на Людмилу Марковну, - говорит художник-постановщик по костюмам Мария Юреско, которая не только знала Гурченко, но и работала с ней на проектах. - Мы привлекли закройщицу Надежду Генриховну, которая шила все платья Людмиле Марковне начиная со «Старых кляч». Она и Юле сделала 20 нарядов для этой картины. Вот это белое ажурное платье мы восстановили по свадебной фотографии. По снимкам восстановили три платья из фильма «Карнавальная ночь». А всего в сценарии прописано для главной героини 80 (!) костюмов, так что остальные мы подбирали из уникальных антикварных мест.

Без одобрения Марии Юреско в кадре не появляются не только основные актеры, но и массовка. Все - от обуви и чулочек до кепок и плащиков - вещи того времени. За тем, чтобы в кадр не пробрались чужеродные вещи, следят особо.

- Посмотри, что такое в кармане у артиста? - разглядывает на мониторе картинку помощник режиссера. - Если мобильник, придется перезаписать сцену.

И действительно, актер в последнюю секунду по привычке сунул телефон в нагрудный карман рубашки, а на крупном плане тот просвечивал через ткань. Записывают новый дубль.

«Не была и не буду Люсей»

- Я долго отказывалась от роли, - признается Юлия Пересильд. - Во-первых, я никогда не была и не буду Люсей. Я совершенно другая и не хочу пытаться обманывать зрителя. А современные байопики снимают так, будто пытаются реинкарнировать главного героя. Во-вторых, люди, которые окружали Гурченко, живы. Я долго тянула с ответом, но в какой-то момент влезла в интернет и начала изучать про Люсю все. Прочла все ее книги и поняла, что за последние годы желтая пресса уничтожила масштаб личности Люси. И  мне захотелось показать, как все было на самом деле. Чтобы люди узнали, что каждый кадр давался этой актрисе с адским трудом. Что вся ее жизнь была положена на плаху профессии. Ее обвиняли в том, что она испортила отношения с дочерью и мамой, но все на самом деле было не так, это все вытащено из контекста. Мне хочется рассказать про Люсю только то, что она сама про себя говорила.

Между дублями Юля бежит к плейбеку и смотрит, что получается. Хотя актриса и говорит, что старалась не копировать Гурченко, чтобы, не дай бог, не получилось пародии, на самом деле она часами репетирует перед зеркалом взгляд Людмилы Марковны. Эти секреты выдал Николай Добрынин:

- Юлька начала работать над ролью за полгода до начала съемок. Она постоянно проделывает сумасшедшую работу по мимике Людмилы Марковны. Молодец, так и надо подходить к серьезной роли. У Гурченко такая харизма, что все будут сравнивать. Порою смотрю, как Юля работает перед зеркалом, и даже страшно становится - я в ней вижу Людмилу Марковну.

Реальных людей из окружения Гурченко также сыграли Илья Исаев (Василий Ордынский, кинорежиссер, первый муж Гурченко), Тимур Орагвелидзе (сценарист и историк Борис Андроникашвили, второй муж), Станислав Беляев (Александр Фадеев, третий муж), Михаил Химичев (музыкант Константин Купервейс, пятый муж). Режиссер картины Сергей Алдонин исполнил роль Александра Вертинского, а Николай Расторгуев - Марка Бернеса.

Рассказа о последних годах жизни в сериале не будет - сюжет завершается серединой 80-х. Авторы картины утверждают, что это сделано в первую очередь потому, что Юлия без пластического грима и так играет довольно большой отрезок жизни. А в образе 70-летней Гурченко 30-летняя Пересильд выглядела бы абсурдно.

Сериал «Людмила Гурченко» выйдет на канале «Россия» в новом телесезоне.

Фото: Алексей ЛАДЫГИН.

Читайте также