«Тунеядцы — наши враги! Хлеб трудовой от них береги!». Как в СССР боролись с теми, кто не хотел работать

Буквально слово «тунеядец» означает «напрасно едящий» - от церковно-славянского «втуне» (зря, напрасно) и «ясти» (есть, кушать). Большевики, захватив власть, с первых же месяцев развернули активную борьбу с теми, кто использует наемный труд или занимается частным хозяйствованием. Владимир Ленин, например, предлагал сажать таких людей в тюрьму, отправлять мыть сортиры, а еще — расстреливать на месте каждого десятого тунеядца. По Конституции РСФСР 1918 года тунеядцы лишались политических прав — им запрещали участвовать в выборах. Выявляли тунеядцев с помощью народных дружин — добровольцев, которые проявляли нешуточное рвение.

Откуда взялись «борзые»

В 1961 году в РСФСР был принят закон об очередном усилении борьбы с тунеядством. Этот закон стал, по сути, новой редакцией уже существующих актов, принятых еще при Ленине. Таким гражданам присвоили определение «без определенного рода занятий», БОРЗ, отсюда появилось прилагательное «борзые», то есть нагло увиливающие от работы, плюющие на общество и на закон.

Между тем далеко не все люди, не ходящие ежедневно на работу, являлись бездельниками. Например, к тунеядцам в то время запросто могли отнести инженера, уволившегося с завода и начавшего разводить у себя дома или на даче кроликов. Человек трудился не меньше, чем рабочий у станка или колхозник на поле, но, согласно закону, являлся «бездельником», и его могли арестовать, посадить, сослать.

Резкой критике подвергались все граждане, которые, с точки зрения советских руководителей, не желали честно (то есть официально) трудиться. Доходы, получаемые от движимого и недвижимого имущества (автомобиля, земельных участков, сдачи внаем жилой площади), объявлялись нетрудовыми, и человека привлекали к ответственности.

Указ 1961 года, по сути, уравнивал настоящих «борзых» — бродяг, цыган, попрошаек, — и тех, кто просто не успел вовремя поступить в училище или на работу, а еще — священнослужителей и людей творческих профессий: художников, поэтов, писателей: ведь они тоже жили на «нетрудовые доходы». По статье «за тунеядство» очень удобно было привлекать к уголовной ответственности тех, кого власти преследовали по политическим мотивам, — в первую очередь диссидентов.

Самые известные «тунеядцы»

Пожалуй, самый известный советский «тунеядец» - выдающийся поэт и переводчик Иосиф Бродский. Преследования поэта приняли такой размах в прессе, методы властей были настолько грязными и унизительными, что Бродский чуть не умер от сердечного приступа.

В 1964 году его судили и приговорили к пяти годам принудительных работ в одном из совхозов Архангельской области. Бродский отработал полтора года — помогли общественные протесты, подписанные ведущими писателями и поэтами.

Аналогичные проблемы с законом были у известного на всю страну «Петрухи» из «Белого солнца пустыни» - артиста Николая Годовикова. Одна из его трех судимостей была по статье «Тунеядство», потому что некоторое время он не мог работать из-за тяжелой травмы.

Огромная популярность и любовь народа не помешала бы избежать уголовного наказания по этой статье и Виктору Цою, собиравшему в 80-х полные залы и стадионы, если бы он предусмотрительно не устроился работать кочегаром в ту самую знаменитую котельную «Камчатка».

Два года Цой получал за свою работу 95 рублей в месяц, совмещая труд кочегара с созданием новых песен, концертами и записями альбомов. Впрочем, к тому времени закон уже не так зверствовал — по статье «Тунеядство» привлекали все реже.

А в апреле 1991 года был принят закон «О занятости населения», которым правительство признало факт существования в стране безработицы и отменило уголовное наказание за тунеядство.

Польза и вред наказаний за тунеядство

В 50-х годах, при Иосифе Сталине, борьба с тунеядством была в какой-то мере оправданной — в стране после войны образовалось множество бездельников, промышлявших воровством, мошенничеством, проституцией, да и просто нахлебников. А разрушенную за годы жестокой войны страну нужно было восстанавливать, на вес золота была каждая пара рабочих рук. Однако не обошлось без перекосов — например, за тунеядство нередко привлекали инвалидов, потерявших здоровье на войне, которые не в силах были трудиться наравне с другими.

При Никите Хрущеве, а потом при Леониде Брежневе и Юрии Андропове, наказание за тунеядство приобрело скорее политическую окраску — все обязаны были строить коммунизм, никто не имел права уклоняться. Надо сказать, несмотря на все перегибы, от закона была и польза — большинство тунеядцев после беседы в отделении милиции или после товарищеского суда раскаивались и принимались честно работать. В то время нигде не работать, жить за счет своих близких было стыдно. Ведущих асоциальный образ жизни «прорабатывали» на собраниях, всячески исправляли и перевоспитывали, и довольно часто из этой затеи выходил толк.