Пухлая гетера, превращенная в богиню: кем на самом деле была Венера Милосская

Близкий к идеалу женский образ, правда, без рук и в необычной позе, больше двух тысяч лет привлекает внимание и вызывает многочисленные споры.

Она известна даже школьникам. Одна из самых узнаваемых женских скульптур – Венера Милосская. Кого она изображает и кем была при жизни эта дама? Загадки начинаются уже с имени. Дело в том, что греческую богиню любви звали Афродита, а Венера – её римская «коллега». Но статуя была найдена на греческом острове Милос, а выполнена скульптором Агесандром (Александром) Антиохийским.

Кого изображает скульпртура?

Мраморная красавица была найдена в развалинах греческого амфитеатра в 1820 году. С тех пор учёные не перестают спорить, кого она изображает. Так, ряд исследователей полагает, что это вообще не Венера и не Афродита, а морская богиня Амфитрита. Именно её культ был очень распространён на острове Милос.

Ещё одним предположением, верным с большой долей вероятности, является то, что Агесандру позировала для изображения богини любви милосская гетера. Эта версия подтверждается традицией. Так, одному из самых знаменитых древнегреческих скульпторов, Праксителю, позировала легендарная афинская жрица любви Фрина. Её формы считались настолько совершенными, что художнику было позволено выполнить полностью обнажённую скульптуру, которая вошла в историю как Афродита Книдская.

Почему Венера Милосская без рук?

Об этом редко вспоминают, но Венера Милосская была найдена с руками и даже постаментом, где было высечено имя скульптора. Однако авторство статуи автоматически приписали Праксителю, а имя Агесандра Антиохийского некоторое время не упоминалось.

Руки Венеры, найденные вместе с изваянием, были сильно повреждены. В борьбе за артефакт между французскими моряками и турецкими властями, конечности пострадали ещё сильнее, но были склеены и приставлены к скульптуре. Утеряны окончательно они были при перевозке памятника во Францию. За сохранностью и наличием рук никто особо не следил, так как тогдашние искусствоведы сочли их недостаточно красивыми и элегантными.

Что держала?

Люди, видевшие статую целиком, и те, кто утверждал, что видел, говорили, будто скульптура – часть парной композиции. Якобы одна рука Венеры лежала на плече Тесея или какого-то другого героя. Вторые заявляли, что в руке богини было яблоко, вручённое ей Парисом. Были варианты и с лавровым венком или зеркалом.

Наиболее популярной и достоверной на данный момент считается версия о том, что женщина держала веретено и прялку. Такой вывод учёные сделали, исходя из предполагаемого занятия натурщицы. Гетеры в Древней Греции коротали время в ожидании клиентов за прядением шерсти. Это помогало им не скучать и давало дополнительный заработок. Сравнив положение тела и рук Венеры с позами прядущих женщин, изображённых на амфорах, исследователи нашли много общего.

Но как могли держаться на весу руки скульптуры с мраморной прялкой? Учёные предположили, что веретено, нить и сама прялка, скорее всего, были изготовлены из дерева и покрыты позолотой. Со временем дерево истлело. Также бесследно пропали со скульптуры и украшения из драгоценных металлов. На мраморном теле остались лишь следы от креплений тиары, браслетов и серёжек.

Споры о красоте

Оригинал статуи с 1820-х годов можно увидеть в Лувре, а многочисленные копии – по всему миру. Скульптуру убирали из выставочного зала только перед Второй мировой войной, так как французы считают её своим национальным достоянием.

Однако не все из них были восхищены красотой Венеры. Так, знаменитый импрессионист Ренуар настаивал, что внешность мраморной богини очень далека от совершенства и вряд ли можно считать её красавицей.

На современный подиум её уж точно бы не пустили: рост женщины, запечатлённой в скульптуре, составляет 164 см, а соотношение размеров груди, талии и бёдер составляет 89-69-93.

Читайте также