Полет в никуда: кровавый финал свадебного путешествия грузинских «мажоров»

История о том, как советская золотая молодежь решила угнать пассажирский самолет и устроила побоище на борту, долгое время замалчивалась – а потом стала источником вдохновения для киношников

Книга о случаях авиатерроризма в СССР по размеру напоминала бы брошюру, в которой большинство страниц не запятнаны кровью. История с захватом ТУ-134 - одно из самых страшных исключений. Трагедия, развернувшаяся в 1983 году, долго не предавалась огласке. Словно ее и не было. Но на родине террористов и их жертв о ней помнили долгие годы, обсуждали подробности шепотом на кухнях. Самым тяжелым для семей пострадавших было то, что они жили буквально на соседних улицах с семьями убийц.

В 2017 году пересказ этой печальной истории вышел на широкий экран. Бывший муж Нади Михалковой, грузинский режиссер Резо Гигинеишвили, попытался восстановить хронику тех событий в своем фильме «Заложники». Несмотря на то, что Гигинеишвили родился за год до произошедшего, история коснулась и его семьи.

Студенты и художники готовят бойню

Почему и как одни из самых жестоких и одновременно самых юных советских террористов решились на свое преступление, – этот вопрос интересовал тех, кто оказались в курсе трагедии. Все они были золотой молодежью. У подавляющего большинства из них не было проблем с выездом за границу. Но они почему-то решили переехать в капстрану с нимбом борцов против коммунизма, пусть даже и дорогой ценой.

Группа, захватившая осенью 1983-го самолет “Аэрофлота”, состояла из семерых человек. Лидером банды стал 25-летний Иосиф Церетели, работавший художником киностудии «Грузия-фильм». Он вырос в семье члена-корреспондента Академии наук. Его сверстник Каха Ивериели с братом Паатой родились в профессорской семье и окончили престижный Университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы. Студент тбилисской Академии художеств Давид Микаберидзе был сыном управляющего строительным трестом «Интуриста».

Студентка Тина Петвиашивили также училась в Академии художеств, а самый взрослый и к тому же уже трижды судимый Григорий Табидзе вырос в семье педагогов.

Самым колоритным участником был 21-летний актер студии “Грузия-фильм” Гега (Герман) Кобахидзе. Его отец был известным в республике кинорежиссёром, а мать — актрисой.  Будущий террорист уже почти закончил работу в нашумевшем позднее фильме "Покаяние”. Кадры с его участием пришлось переснять, роль досталась Мерабу Нинидзе. Через 34 Мераб сыграет в "Заложниках" роль отца Германа.

Свадьба без священника, но со стрельбой

Творческие интеллигенты серьезно подготовились. В их арсенале были два нагана, парочка «ТТ» и ручные гранаты. Говорили, студентов вдохновил на угон местный священник Теймураз Чихладзе. По первоначальному плану служитель Бога должен был проникнуть на самолет с оружием под одеянием, но у Теймураза появилась возможность перебраться за границу по церковной линии, и в тот день его на борту не было

Накануне угона, 17 ноября 1983 года, Герман Кобахидзе и Тина Петвиашвили сыграли свадьбу. На торжестве присутствовала и работница аэропорта. Она была очень нужной гостьей. Ведь по «легенде» молодожены и их гости отправлялись на самолете в свадебное путешествие в древний Батуми. Появление новобрачных в аэропорту 18 ноября было встречено практически по-родственному, и, конечно, злоумышленники избежали досмотра и смогли пронести оружие на борт.

Самолет ТУ-134 следовал по маршруту Тбилиси - Батуми - Киев -  Ленинград. На борту находились 57 пассажиров и 7 членов экипажа. Бандиты разделились на две группы. Через полчаса после взлета половина террористов начала бойню в салоне, в то время как другая часть взяла в заложники стюардессу Валентину Крутикову. Захватчики потребовали повернуть самолет в сторону Турции.

Набат на борту

По слухам, молодые люди действовали в соответствии с обучающим и предназначенным для сотрудников авиации и спецслужб фильмом “Набат”, который им удалось посмотреть благодаря связям в кинематографической тусовке Грузии.

Террористов подвела самонадеянность. В результате сопротивления, оказанного советскими летчиками, Табизде и Церетели были убиты. К сожалению, в этой схватке погибли бортинженер и инструктор “Аэрофлота”, оказавшийся в тот злополучный рейс в кабине пилотов.

В возникшей сумятице бортпроводница и штурман сумели вырваться из рук террористов, сообщить о ЧП авиадиспетчеру и взять курс на Тбилиси. Тем временем преступники поняли, что угон самолета потерпел неудачу, и снова открыли огонь. Несколько пассажиров и отважная стюардесса Валентина Крутикова были убиты, а многие пассажиры остались инвалидами на всю жизнь.

После возвращения в аэропорт Тбилиси и долгих переговоров ранним утром 19 ноября самолет был освобожден сотрудниками спецподразделения “А”, менее чем за десять минут. Около пяти тысяч местных жителей собрались вокруг аэропорта, желая линчевать «моральных уродов».

Приговор был суров. Все оставшиеся в живых террористы были расстреляны. Избежала этой участи лишь Тина Петвиашвили, получившая 14 лет и, по слухам, в наши дни благополучно проживающая на Кипре.

“Заложники” 30 лет спустя

История кровавого угона самолета несколько раз привлекала внимание режиссеров. В 2000-х в Грузии про них попытались поставить спектакль, также был снят документальный фильм. А через 30 лет после трагических событий режиссером Резо Гигинеишвили был снят художественный фильм.

В семье кинематографиста лично знали родителей некоторых угонщиков, в то же время Гигинеишвили жили по соседству с некоторыми жертвами нападения на лайнер. Неподалеку проживал и принимавший участие в нейтрализации террористов глава КГБ Грузии.

Это был сломанный мир уютного и солнечного Тбилиси, для чьих жителей соседи – как родственники. Многие прежде близкие люди оказались по разные стороны баррикад.

Подготовка к фильму началась за семь лет до выхода на экраны. Съемочной группе даже удалось найти и использовать в съемках настоящий ТУ-134, разрезанный на части, перевезенный в Москву и собранный заново для съемок в павильоне.

По мнению режиссера, в этой истории все, включая убийц, являлись заложниками обстоятельств. При этом создатель фильма подчеркивает, что "Заложники" - не документальное кино, а всего лишь его личная трактовка тех страшных для семей пассажиров событий. Ему было важно донести эту историю до зрителей – а не давать оценки.

Читайте также