Суровые картинки: самые знаменитые агитки в истории

Во времена, когда не было телевидения и Интернета, за политический и общественный пиар отвечало радио, газеты и… агитационные плакаты. Их влияние на человеческое сознание было неоспоримым: невозможно укрыться от прямого взгляда Родины-матери, и красноармейца, призывавшего в добровольцы.

«I Want You to U.S.Army» (1917)

Первый «официальный» портрет «дядюшки Сэма», персонифицированного образа Соединенных Штатов. Интересно, что «дяде Сэму» дал свое имя мясник Сэм Уилсон, поставщик мяса для американской армии во время британско-американской войны (кто-то вроде мамаши Кураж). Этот плакат стал знаменитым во время Первой Мировой войны: он призывал американцев записываться добровольцами для участия в военных действиях Европы. Художник Джеймс Монтгомери Флэгг наделил «дядю Сэма» своими чертами.

Во время Второй Мировой плакат получил свое второе рождение: его снова стали клеить на стены домов и печатать в газетах. Кстати, этот плакат стал одним из многочисленных источников для вдохновения наших советских художников-плакатистов (см.ниже).

«Ты записался добровольцем?» (1920)

Плакат времен Гражданской войны, с уникальной оптической иллюзией: взгляд красноармейца будет направлен прямо на зрителя, абсолютно в любом ракурсе (как и его указующий палец). Художник Дмитрий Моор в свое время собирал коллекцию историй, связанных со своим плакатом: кого-то он пугал до полусмерти, кого-то стыдил. Интересно, что идея «Добровольца» была не оригинальна, а скопирована у своего непосредственного врага: у белогвардейцев была аналогичная агитка, только гораздо менее талантливо выполненная. Называлась она «Отчего вы не в армии?»

«Родина-мать зовет!» (1941)

С самым знаменитым плакатом Великой Отечественной войны связана интересная история: ходят слухи, что он был создан художником Ираклием Тоидзе за год до нападения фашистской Германии на СССР: готовый тираж держали «про запас», на тот случай, если война все-таки наступит. Есть даже свидетели, что первые плакаты появились на городских улицах уже днем 22 июня – понятно, что с такой скоростью придумать, нарисовать, согласовать, и отпечатать рисунки было невозможно.

Однако по официальной версии «Родина-мать» была создана в первую неделю войны. Музой художника стала его собственная мама, а лицо на плакате – это ее лицо, после того, как она услышала по радио объявление Левитана о нападении на СССР.

«Не болтай!» (1941)

Этот плакат нарисовала 25-летняя художница Нина Ватолина (бабушка дизайнера Маши Цигаль) в самом начале войны. Она заканчивала художественный институт, готовилась к диплому, и однажды ее знакомый редактор из издательства предложила тему: «Надо сделать такой плакат, чтобы сейчас поменьше болтали». И приложила палец к губам.

Так был готов образ – а позировала Нине соседка, и жесткое выражение ее глаз вполне понятно, оба ее сына ушли на войну. Уже в постсоветское время плакат «Не болтай!» стал символом «холодной войны», и был растиражирован на футболках и кружках – чему его создательница совсем не была рада.

«We Can Do it!» (1943)

Плакат-символ современных феминисток, был создан в 1943 году художником Дж.Говардом Миллером, и призывал девушек на работу в тылу. Моделью послужила 20-летняя Наоми Фрейли: е фото поместили в газете, а художник скопировал для своего плаката.

Но несколько десятилетий мир считал, что на рисунке изображена совсем другая девушка, Джеральдин Дойл (она и сама так думала). Вообще-то Джеральдин была виолончелисткой, у нее, действительно, были сильные руки, но мускулатура на плакате, конечно, сильно преувеличена. В общественном сознании даже возник образ девушки с плаката, которую назвали «Рози-клепальщицей».

Читайте также