Вшивые красавицы Средневековья: откуда взялась мода на дам с собачками

Прекрасные дамы и доблестные рыцари Средних веков, о которых написано столько дивных романов, мылись крайне редко и большую часть жизни были ужасающе грязны.

Придворные дамы и кавалеры истошно благоухали духами – а простолюдины пахли как современные бомжи.

Прощай, умытая античность

А ведь существовал же до этого Древний Рим с его знаменитыми банями – термами, с его культом чистого и красивого тела. Куда же все это делось? А вот куда: в Европу в качестве единственно верной религии пришло католическое христианство, и нагота была объявлена страшным грехом. Проповедники с пеной на устах утверждали: поливая себя, человек смывает с себя святую воду, в которую его окунали при крещении. Врачи писали трактаты, в которых уверяли население: мытье раскрывает поры тела, а через раскрытые поры в организм может попасть зараженный воздух – и тогда все, крышка.

Туалеты со смывом тоже были забыты – им на смену пришли ночные вазы. Их содержимое по утрам, недолго думая, выливали в окна. В Париже в 1270 году даже вышел закон, предписывавший жителям славного города не выливать нечистоты из верхних окон (а только из нижних!) – чтобы не обливать почтенных прохожих. Однако, судя по всему, закон исполнялся не слишком строго; поэтому через сто лет вышел другой: мол, выливайте, пожалуйста, свои помои, только прежде три раза прокричите: «Осторожно, выливаю!».

Собственно, парижская мода на широкополые шляпы появилась именно по этой причине: дорогой парик от нечистот отмыть было трудно, а шляпу несколько проще.

Чудесные ароматы

Те, кто побогаче, щедро поливали себя духами, чтобы хоть как-то заглушить запах немытого тела. А также и другие резкие запахи. Например, чтобы сделать волосы светлее, дамы обильно смачивали их собачьей мочой. В качестве средства от вшей широко использовался мелко натертый чеснок – его наносили на волосы и кожу головы. Употребляли чеснок и внутрь – как средство дезинфекции; также считалось, что он здорово отпугивает вампиров. А вот чистить зубы было не принято.

Дама с собачкой

Маленькие собачки знатным дамам были просто необходимы – их повсюду носили с собой, держали на руках. Иногда собачек заменяли ласками, хорьками или горностаями. У этих животных выше температура тела, чем у людей; соответственно, блохи, привольно живущие в складках богатого платья или в пышном напудренном парике, охотно перепрыгивали на собачку и меньше кусали ее хозяйку.

Популярностью пользовались такие приспособления, как палки-чесалки (поскрести зудящую голову под париком) и золотые инкрустированные драгоценными камнями коробочки для ловли блох. Внутрь коробочек помещали смоченный кровью клочок шерсти – это заманивало насекомых в ловушку.

Очень высоко котировалось дорогущее шелковое белье – тоже как средство от блох: с шелка и блохи, и вши попросту соскальзывали вниз.

Игривые кавалеры тех времен развлекались тем, что ловили блоху на теле возлюбленной, а затем сажали в богато украшенную коробочку и хвастались ею друзьям – как любовным трофеем.

Сейчас наблюдается всплеск моды на кровати с балдахинами а-ля пышное Средневековье. Мало кто помнит, для чего были в свое время изобретены балдахины. А нужны они были, чтобы с потолка на спящего не сыпались клопы. Правда, это не спасало: клопы превосходно чувствовали себя в складках балдахинов. Мерзких тварей обжигали паром из специального устройства наподобие чайника с длинным носиком, травили духами (считалось, что у этих насекомых тонкое обоняние и духи им не нравятся), посыпали персидским порошком из цветков далматской ромашки – но все это помогало мало или не помогало вовсе.

Черная смерть

Возможно, если бы ни блохи, судьба Ромео и Джульетты не была бы столь трагической. Как мы помним, в пьесе Шекспира монах Джованни не может доставить Ромео важное письмо, так как его задерживает эпидемия чумы; в итоге заканчивается все весьма печально. Чума, которую разносили блохи, была страшным бедствием, она выкашивала целые города, превращала людей в страшные черные трупы. Ее считали карой Божьей – а чума была всего лишь следствием кошмарной антисанитарии.

Лишь в XVIII веке эпидемии чумы отступили: в Европу шагнуло Просвещение, а вместе с ним и мода регулярно мыться и справлять нужду не где попало, а в специально отведенных для этого местах.

Читайте также