Где сфальшивили костюмеры, одевая актрис в кинофильмах по роману «Три мушкетера»?

Часто режиссеры отказываются от исторической истины в угоду красоте. Интересно, а экранизации романа Александра Дюма постигла та же участь?

В далеком 1844 году, 14 марта, то есть ровно 175 лет назад, в парижском журнале Le Siècle начали публиковать роман Александра Дюма «Три мушкетера».

За приключениями неразлучных друзей из личной гвардии короля Людовика XIII интересно наблюдать и сейчас. Именно поэтому у знаменитого романа с десяток экранизаций: полнометражные фильмы и сериалы.

В честь «дня рождения» «Трех мушкетеров» эксперт портала Teleprogramma.pro, бьюти-блогер Лилиана Мамотина рассказала о том, какая мода царила в эпоху Людовика XIII и насколько костюмы из кино соответствуют исторической правде.

В качестве иллюстраций мы взяли две последние экранизации знаменитого романа: фильм «Мушкетеры» 2011 года с Логано Лерманом и Миллой Йовович, а также сериал производства BBC, который выходил с 2014 по 2016 год.

Констанция Бонасье должна ходить в чепчике и сандалиях на деревянной подошве

Людовика XIII называют королем-солдатом. Он не любил слишком вычурных нарядов, мог открыто заявить даме, что ее декольте выглядит неприлично и вызывающе, а еще именно он ввел во Франции военную форму.

Однако даже монарх-солдат был не в силах победить моду: аристократки продолжали щеголять в дорогих туалетах, а простолюдинки пытались за ними тянуться в меру своих сил и состоятельности. Хотя в фасонах старались учитывать требования его королевского величества.

В отличие от знати, простолюдины не могли позволить себе гнаться за модой, поэтому отличительной чертой платья женщины без дворянского титула были простота и удобство.

«Они надевали корсаж, юбку и передник. Голову покрывали чепцом.

На ноги обували деревянные башмачки модели сабо. Более зажиточные могли позволить себе сандалии из грубой кожи на деревянной подошве.

Если вы помните, то Констанция Бонасье была женой галантерейщика. Она относится к числу той самой мелкой буржуазии, которая не гналась за модой, а одевалась совсем просто. В экранизациях мы обычно видим ее в дорогих платьях, что совершенно не соответствует духу того времени.

Но в фильмах мы видим совсем не правду. Наряды Констанции больше похожи на платья придворных фрейлин, а госпожа Бонасье была только лишь прачкой ее величества», — прокомментировала Лилиана Мамотина.

Знатные аристократки надевали два платья и любили шлейфы, а капюшоны не носили

Миледи из романа Дюма — не аристократка. Она всего лишь преступница, которая сумела пробиться к большой власти и деньгам. Однако именно по ней можно сверять моду среди знатных особ, которые жили в эпоху Людовика XIII.

«В фильмах мы видим Миледи в накидках с капюшоном. Причем совершенно разные режиссеры неизменно применяют этот странный для Франции XVII века образ. Почему странный? Потому что знать носила накидки с капюшоном во времена Генриха IV, а к моменту правления Людовика XIII этот элемент одежды устарел и никто его не носил.

От "chaperon" — так называли накидку — аристократы отказались, но она прочно вошла в гардероб простонародья. То есть гораздо логичнее было бы представить в таком наряде Констанцию, нежели Миледи.

Что касается платья, то оно было двухслойным. Сначала женщины облачались в легкий "котт" теплого тона, который состоял из корсажа и юбки, а сверху надевали платье с запахом "роб". Это наряд из плотной, тяжелой материи, богато декорированный петлями, пуговицами, тесемками и прочим. По цвету он должен был быть темным, чтобы резко контрастировать на фоне "котта".

Талию затягивали с помощью корсета. Плечи, в идеале, должны быть покатыми. рукава — пышными. Обратите внимание, что по цвету корсаж и юбка — то есть "котт" — должны были сочетаться, как это представлено на портрете близкой подруги королевы Анны Австрийской Марии де Роган Шеврез.

Костюм Миледи явно не отвечает требования моды короля Людовика XIII. Во-первых, мы видим только одно платье — "роб". Во-вторых, фасон не соответствует эпохе: вместо покатых плеч — V-образный вырез, вместо пышного рукава — широкие лямки», — продолжает бьюти-блогер.

Анна Австрийская была законодательницей мод

Во Франции, как и в любой другой европейской стране, где придерживались политики абсолютизма, в вопросах моды женщины равнялись на королеву. В целом ее наряд не отличался от описанного выше, за исключением того, что декор платья ее величества мог быть значительно дороже, чем у фрейлин.

«Отличительной чертой нарядов Анны Австрийской можно считать воротники. Она переняла эту "фишку" у матери Людовика XIII Марии Медичи — итальянки из богатой семьи.

В фильмах воротники на платьях королевы менее внушительные. Думаю, что костюмеры целенаправленно ушли от исторической правды, чтобы образ выглядел более гармонично. К тому же высокий ворот закроет не только шею, но и часть лица, из-за чего эмоции актрисы могут стать незаметными для зрителей.

А вот это платье, на мой взгляд, больше всего соответствует духу времени. Здесь два платья, шлейф, пышный рукав и высокий воротник, хоть и маленький. С точки зрения истории моды я не вижу погрешностей», — подытожила эксперт портала Teleprogramma.pro.

Читайте также