Барбра Стрейзанд, Грейс Келли и другие знаменитости, которых одевала легендарная мадам Гре

Вся жизнь этой женщины похожа на приключенческое кино. Под ее руками оживали античные статуи, а живые женщины выглядели греческими богинями. Ей не единожды грозила смерть. Ее предавали близкие люди. Она увидела закат собственной империи моды, а сейчас созданные ею образы снова на пике.

В момент, когда мадам Гре была замечена в модных кругах, Европа переживала смутные времена. Экономический кризис, политические потрясения, агрессивная политика Германии – уже на горизонте маячил призрак войны. Но женщины оставались женщинами, и тяга к красоте была как никогда сильна.

Как прорваться сквозь авторитеты

После двадцатых годов, когда женщин стригли под мальчиков и одевали в блузы-рубашки с рюшами вместо платьев, дамам хотелось роскоши и женственности. К тому моменту несостоявшаяся скульптор Жермена Эмили Крэбс сменила имя на Аликс Бартон и открыла собственный Модный дом.

В условиях, когда блистают Шанель и Нина Риччи, а Эльза Скиапарелли уже создала понятие прет-а-порте, у молодых модельеров было мало шансов быть замеченными. Но недаром Аликс любила скульптуру и антик – она начала создавать необыкновенные вещи из струящихся тканей. Длинные платья с множеством мельчайших складок превращали моделей в произведения искусства.

К кутюрье, как на работу

Попасть к Аликс было тяжело, но возможно. Она была яростным трудоголиком и могла не спать до окончания создания очередного образа. «Живое платье» - так назывался способ сотворения одежды без выкройки. Бартон, впрочем, как и Нина Риччи, не признавала ни предварительного бумажного кроя, ни лекал.

Она почти не делала набросков или эскизов, предпочитая создавать одежду непосредственно на модели. Из-за этого клиенткам часами приходилось стоять на подиуме, пока Аликс собирала на них десятки метров ткани в мельчайшие складочки. Марлен Дитрих, не раз обращавшаяся к Аликс за новыми нарядами, курила сигарету за сигаретой, но стойко выдерживала по 8 часов неподвижности.

Семья, оккупация и мода

В 1937 году Аликс вышла замуж за художника Сержа Черевкова, русского эмигранта в Париже. Тогда же и был образован Модный дом под именем «Gres».

Это было именем ее мужа, Serge, написанным наоборот. Мадам безмерно любила мужа и родившуюся вскоре дочь Анну. Но это не спасло их брак от разрушения.

Когда Париж был оккупирован, начались гонения на французских модельеров. Германия не собиралась терпеть превосходства других национальностей ни в чем.

Стараясь соблюсти видимость цивилизованности, немцы не стали закрывать французские модные дома, а просто урезали им возможности. Они попросту ввели жесткие ограничения на количество ткани, объявив официальной причиной военное положение и нужды армии.

Немецкие модельеры этого нововведения, конечно, не ощутили. Но даже при таком ущемлении французская мода продолжала оставаться на пике.

Непотопляемая Аликс

Мадам Гре, сначала бежавшая на юг Франции, вернулась в Париж в 1942 году. Ее работы были столь хороши, что немцы разрешили ей открыть ателье, даже несмотря на ее еврейское происхождение. В условиях оккупации дом Гре просуществовал меньше года.

Принявшая участие в патриотическом движении, Аликс отказывалась обслуживать любовниц и жен немецких офицеров, а на дефиле, организованном для немцев, продемонстрировала одежду всего трех цветов, и это были цвета французского флага: красный, синий и белый. Над Гре нависла угроза преследования.

Вскоре Аликс обвинили в превышении разрешенного лимита ткани и ателье закрыли до выяснения обстоятельств. Аликс в знак протеста вывесила над Домом моды флаг Франции и была окончательно запрещена властями.

Ей с семьей пришлось бежать в деревушку в Пиренеях и вернуться она смогла только в 1945 году. Но в Париж она возвращалась уже без мужа: он предпочел бежать от ужасов войны во Французскую Полинезию, откуда к супруге он уже не вернулся. А она до самой его смерти в 1970 году поддерживала его деньгами.

До сих пор во Франции мадам Гре является моральным авторитетом нации, символом стойкости французов перед лицом нацизма. Эта хрупкая женщина не прогнулась в отличие от той же Коко Шанель, которая активно сотрудничала с немцами в качестве шпионки.

Марлен Дитрих против Греты Гарбо

За внимание мадам Гре боролись многие известные личности. Марлен Дитрих всячески старалась переплюнуть в кино и в жизни свою вечную соперницу Грету Гарбо, которую безмерно ревновала к славе.

Ревность была настолько велика, что Дитрих даже пыталась подкупить мадам Гре, чтобы та не бралась шить одежду для Греты. А когда ей отказали, попробовала выкупить время кутюрье так, чтобы ей было некогда шить для кого-то еще. Но и эта затея у нее не удалась.

Мало того, Аликс с удовольствием принимала Грету у себя, когда та приезжала в Европу к Сесилу Битону – знаменитому фотографу, с которым у нее была многолетняя странная связь. В свою очередь Гарбо хранила верность своей личной знаменитой швее: до последних дней в ее гардеробе были эксклюзивы от мадам Гре.

Венценосная Грейс Келли

Одна из самых прекрасных княгинь Монако тоже была клиенткой Модного дома Гре. Знающая толк в красоте и моде, фотомодель и самая кассовая актриса своего времени Грейс Келли неоднократно заказывала наряды у Аликс, всякий раз, как оказывалась в Европе.

Хоть ее свадьба и была закрытой для папарацци, но ходили слухи, что невеста была в наряде от мадам Гре. После переезда к мужу в Монако великолепная Грейс смогла чаще заказывать одежду у Аликс, а в 70-е годы была уже постоянной клиенткой.

Несравненная Барбра

В 1966 году знаменитая певица и актриса Барбра Стрейзанд появилась на страницах Vogue, одетая в пончо и туники работы из коллекции Дома Гре. К тому моменту ее популярность зашкаливала, а вот дом Гре пошел на спад.

Аликс никогда не была хорошим менеджером. Она всегда выступала против запуска эксклюзивных изделий в массовый пошив, да и большинство прославивших ее моделей повторить было невозможно, не говоря уж о том, чтобы поставить их на конвейер. Поэтому Модный дом мадам Гре просто потерялся на фоне нахлынувшего прет-а-порте.

Пикассо и Живанши

Другие дизайнеры тоже не гнушались обратиться за эксклюзивом от-кутюр к талантливой кутюрье. Известно, что Палома Пикассо не раз и не два становилась клиенткой мадам Гре. Чувство стиля этой женщины развито настолько, что в 1983 году ее внесли в международный список самых стильных людей планеты. А по заказу Юбера Живанши пожилая Аликс в 1989 году создала свою последнюю работу.

Нищета и забвение

После этого Аликс отдалилась от дел, иногда исполняя заказы друзей и отдельных клиентов. Но история с предательством молодого ухажера, который выкупил и обанкротил ее Модный дом, привела кутюрье практически к нищете.

Друзья – тот же Живанши, Пьер Карден и Ив Сен-Лоран – помогли ей снять квартиру-студию, где она могла жить и продолжать работать. В 1993 году дочь перевезла Аликс в дом престарелых, где она и скончалась, не дожив нескольких дней до 90 лет. Модное сообщество узнало о ее кончине только через год.

В 2011 году была организована ретроспектива коллекции мадам Гре – выставка имела бешеный успех. Сейчас мелкое плиссе ручной работы снова на пике популярности.

Многие современные модельеры используют технику мадам Гре в своих новых работах. А знатоки и ценители мира моды, в их числе и образец женственности Рената Литвинова, отмечают Аликс Гре как одну из величайших модельеров современности.

Читайте также