Парик, мушка, декольте и ботфорты: 5 фильмов, которые показывают моду в эпоху Петра I

319 лет назад будущий император переодел дворян сначала в венгерские платья, а затем в немецкие камзолы.

На сегодняшний день мода играет значимую роль в жизни общества. Направления на подиумах диктуют дома Balenciaga, Gucci и другие, а сетевики вроде Zara и Mango успешно копируют силуэты и принты, чтобы до высокой моды мог дотянуться любой. Но так было не всегда.

Перенесемся на 319 лет назад. В 1700 году Петр Первый подписал указ о «ношении венгерского платья», а еще через год заставил подданных переодеться в костюмы немецкого кроя. Это была поистине модная революция! Традиции, которые формировались столетиями пошатнулись: никаких бород, кокошников и кафтанов до пят...

О реформах, изменивших Россию раз и навсегда, написаны книги и сняты фильмы. Вот пять кинолент, в которых можно рассмотреть моду петровской эпохи.

Почему русское платье заменили венгерским?

По гравюрам, которые сохранились со времен Петра, можно сделать вывод, что новая мода была навязана насильно. Сопротивляющимся боярам рубили бороды и кафтаны. Но стоит отдать должное царю: в начале преобразований он пытался сделать переход мягким.

Венгерское платье было неспроста взято за основу. По крою оно напоминало русский мужской наряд, но в отличие от нашего кафтана до пят, венгерский лишь на ладонь был ниже колена. Именно такие костюмы представлены в картине «Петр Первый. Завещание».

Из-за сильного сопротивления через год Петру пришлось ужесточить меры и переодеть подданных в немецкий костюм. В мини-сериале 1982 года «Россия молодая» показан молодой царь, реформы которого вызывают недовольство бояр. В том числе и модная революция.

А зачем нужны парики?

Одним из элементов нового образа русского дворянина стал парик. Верхом популярности считались парики с белыми кудрями, под которыми прятали лысину. Если свои волосы были густыми, то их было достаточно завить и припудрить.

Кстати, сам Петр и парик не носил, и волосы не пудрил. Для него модная революция была лишь мостом между Россией и Европой, который помог наладить торговые и дипломатические связи. Поэтому в искусстве правителя никогда не изображали в париках. Этот момент отчетливо видно в сериале американского производства 1986 года «Петр Великий».

Да и костюм будущего императора был на редкость простым. В фильме «Слуга государев» можно сравнить наряды царя Петра I и французского короля Людовика XIV.

Военная форма

Что самое важное в военном мундире? Надежность и удобство, подумали вы. Конечно, это так, но только не во времена Петра. В фильме Николая Караченцова 2000 года «Тайны дворцовых переворотов», мы видим нарядных офицеров. Парик, перья на шляпе и золотые пуговицы на мундире не мешали воевать. А вот обувь была действительно удобной: широкие ботфорты, которые спустя 319 лет на пике популярности.

Женская мода

Женщины переживали модную реформу тяжелее мужчин. Они привыкли прятать себя: рубахи с высоким воротом, длинные бесформенные сарафаны, волосы скрывает головной убор. В одночасье им пришлось «оголиться». Открытые плечи, глубокое декольте, корсет, подчеркивающий талию.

Русские дворянки сначала прятали вырез за кружевами и украшениями. Посмотрите на наряд Анны Ковальчук, которая сыграла княгиню Анастасию Трубецкую в ленте «Петр Первый. Завещание». Дорогие ткани, драгоценные камни и декольте кажется глубоким...

А теперь взгляните на наряд придворной дамы при дворе Людовика XIV. Этот период в истории Франции хорошо отображен в экранизации романов Анны и Сержа Голон, повествующих о жизни красавицы-Анжелики. Вам еще кажется вызывающим вырез русского платья?

Также неотъемлемым элементом русской женской моды становятся парики и мушки. Причем последние дамы приклеивали не красоты ради. С их помощью дворянки посылали скрытые послания кавалерам. Например, мушка у губ говорила о желании поцеловаться.

Читайте также