Наследие Коко Шанель: пять изобретений великого модельера, которые изменили мир моды в XX веке

10 января, в день смерти основательницы модного дома Chanel, Teleprogramma.pro вспоминает украшения, платья и духи, которые она подарила женщинам.

Украшения: искусственный жемчуг и крупные броши

У Габриэль Шанель — это ее настоящее имя, а Коко — лишь псевдоним, — был на удивление радикальный взгляд на украшения для начала XX века. Дамы высшего света не мыслили себя без драгоценностей: говорили, что настоящие леди носят лишь благородные металлы и драгоценные камни, а бижутерию пусть носят те, у кого нет денег на «настоящие» украшения.

«Мне наплевать на драгоценности. Они ничего не добавляют к радости жизни. Украшений должно быть много. Если они настоящие — это отдает дурным вкусом», — говорила Коко Шанель.

Точно чувствуя дух времени, в 20-е годы Коко Шанель не раз появлялась на публике в украшениях в стиле Ар-деко (art deco, с французского — «декоративное искусство»), набирающем популярность в те годы. Крупные браслеты с геометрическими узорами и вставками искусственных камней на запястьях, броши на шляпках, массивные серьги в ушах и главное — несколько нитей жемчуга разной длины и размера на шее. Габриэль Шанель была уверена, что драгоценности в большом количестве выглядят вульгарно, а вот бижутерия делает образ интересным и позволяет по-разному обыгрывать один и тот же базовый наряд — например, то самое черное платье.

Одежда: маленькое черное платье и твидовый жакет

Знаковой вещью, которая у многих ассоциируется с именем Коко Шанель, является маленькое черное платье. Сейчас так называют любое коктейльное платье, неважно, как оно скроено и какой длины. Главное - никаких декоративных элементов. Идея базового, при этом элегантного платья, которое можно надеть и днем, и вечером, живет уже не одно десятилетие.

А начиналось все с платья, которое придумала Шанель в 1926 году — как говорят, она сделала его черным в память о погибшем возлюбленном. Однако черный цвет платья со временем перестал ассоциироваться с трауром, а стал скорее образцом элегантности и хорошего вкуса именно благодаря этому предмету гардероба. Изначально «то самое» маленькое черное платье было длиной ниже колена, так как эта часть тела не нравилась Коко Шанель, имело простой вырез лодочкой и длинный рукав. Предполагалось, что такое платье может и должна позволить себе любая женщина: его можно надевать на выход не один раз, ведь с новыми аксессуарами оно каждый раз будет производить разное впечатление.

Другим знаковым элементом одежды, созданным великой Габриэль, стал твидовый костюм, особенно приталенный жакет: ткань, которая раньше считалась грубой, подходящей только для пошива мужских костюмов, стала любимой у самых элегантных и влиятельных женщин XX столетия в 50-е годы. Стоит вспомнить Жаклин Кеннеди, первую леди США — ее образ прочно ассоциируется с твидовым костюмом модного дома Chanel.

Аксессуары: сумки, обувь, духи

Многие современные женщины готовы благодарить Коко Шанель ежедневно — ведь она в буквальном смысле развязала им руки! Речь идет всего лишь о таком привычном аксессуаре, как сумка на длинном ремне, а ведь раньше это было не принято и женщинам приходилось постоянно держать свой ридикюль в руках.

«Я устала носить ридикюли в руках, к тому же я их вечно теряю», – заявила Коко Шанель, и тут же решила эту проблему, придумав свою знаменитую сумку «Chanel 2.55» в феврале, втором месяце 1955 года. Стеганая черная сумка в виде небольшого прямоугольника на длинном ремне-цепочке стала культовым аксессуаром. Позже ее выпускали во всех возможных цветах и фактурах.

Другая вещь авторства знаменитого модельера, наоборот, не терпит изменений, ведь в ней каждая деталь выполняет особую функцию. Речь о знаменитых туфлях-лодочках бежевого цвета с черным мыском. Коко Шанель любила это сочетание цветов и считала, что такой контраст визуально удлиняет ногу, но не ступню — ее черный мысок, наоборот, делает более миниатюрной. Оригинальная версия, появившаяся в 1957 году, не имела задника и была очень удобной для повседневной носки на любой случай благодаря широкому каблуку высотой всего 5 сантиметров.

Еще один аксессуар, прославивший Коко Шанель на весь мир, — это духи Chanel No. 5. В 1921 году она задумала создать аромат, который будет «пахнуть женщиной». Не цветами, не фруктами, нужно было нечто уникальное: искусственно созданный аромат, который не вызывал бы никаких природных ассоциаций. Непростую задачу смог выполнить парфюмер Эрнест Бо — он создал аромат на основе молекул альдегидов и присвоил ему порядковый номер 5. Выбрав среди остальных вариантов именно этот, Коко Шанель не стала придумывать другое название, а кроме того, облачила уникальный аромат в уникальную по тем временам упаковку — простой флакон прямоугольной формы из прозрачного стекла.

Читайте также