«Русский бал»: как император Николай Второй на один вечер превратился в царя Алексея Михайловича

Это было необычное зрелище. В царском дворце шуршала золотая парча, жемчужины, тесно нашитые по подолу, постукивали друг о друга, производя характерный цокот, - знать готовилась к балу.

В 1903 году в Зимнем дворце состоялся самый знаменитый бал эпохи императора Николая II. Необычность его была в том, что вместо модных платьев и фраков на гостях, по требованию царя, должны были быть надеты костюмы допетровской эпохи. Да-да, кокошники, сарафаны, кафтаны, опашени и прочие атрибуты давно минувшего XVII века заиграли под светом электрических лампочек дворца.

Талии дам были спрятаны в широкие сарафаны, а обычно искусно уложенные волосы убраны под кики и кокошники. Мужчины же щеголяли друг перед другом или в стрельцовой форме – гордости далеких времен, или в боярских одеждах, расшитых золотом и каменьями.

Для царской семьи наряд готовился так скрупулезно, как это только было возможно.

Времени на работу у портных было очень мало: о проведении маскарада царь объявил незадолго до самого события. Ну, как незадолго… За несколько месяцев. Но монаршее требование к костюмам приглашенных обязывало быть в одеждах двора XVII века, и дворне пришлось соответствовать.

Ажиотаж на ювелирном рынке

За несколько часов в золотых лавках были разметены все запасы жемчугов. Не осталось даже неровных «речных» бусин, которые толкли на пудру. Во все концы России летели нарочные с заданием выкупить или взять во временное пользование драгоценные камни и боярские фамильные драгоценности, сохранившиеся со времен допетровской эпохи.

Злобная княгиня

Мало того, что нужно было соблюсти историческую достоверность костюма, так еще и хотелось подчеркнуть благосостояние рода! Поэтому аристократы расстарались вовсю.

Для костюма княгини Надежды Дмитриевны Белосельской-Белозерской везли соболей с самой Ангары – ей пришлось шить платье «с нуля»: наряды, что хранились со старых времен, из-за нерадивости ключниц изъели мыши.

По слухам, княгиня так рассвирепела, что испортила трехнедельный труд златошвеек, которые вышивали парчу для нижнего платья.

Надежда Дмитриевна ворвалась к мастерицам и принялась хлестать нагайкой всех без разбора. В результате, кровь попала на ткань и та была безнадежно испорчена. Наряд для княгини не был готов до последнего момента – не успевали. На всякий случай было сшито еще одно платье, из богатой, но покупной парчи, но как появиться в таком на балу?

Для сестры генерал-адьютанта Скобелева это был бы скандал! Все обошлось, хоть злые языки и утверждали, что княгиня не снимала расшитую позументами и жемчугом шубу из-за того, что спину нижнего платья не успели украсить вышивкой.

Ялтинская благотворительница

Николай II любил бывать в Ялте у княгини Марии Владимировны Барятинской – с этой семьей у русских царей связано многое – Барятинские служили русскому престолу уже несколько веков.

В 1859 году за пленение Шамиля князь Александр Иванович Барятинский был удостоен всяческих наград, а его жене (тогда еще только будущей), царицей было передано прекрасное ожерелье с подвесками и крупными изумрудами. Оно хранилось в Ивановском – родовом поместье Барятинских.

Когда княгиню Марию Владимировну оповестили о приглашении на бал-маскарад, она разобрала ожерелье на камни, которые были нашиты на ее костюм для соблюдения исторической верности.

Тогда княгиня занималась созданием ялтинских здравниц для чахоточных больных и все свои средства направляла на их постройку и развитие. Она попросту не могла тратить лишние деньги, пусть даже и на императорский бал.

Прознавшая об этом императрица Александра Федоровна втайне приготовила для княгини подарок, который и был вручен в ходе маскарада. Для Марии Владимировны создали точную копию разобранного украшения. Надо ли говорить, что камни были настоящими?

Шуба с барского плеча

А вот царским кладовым мыши не грозили. Николай II появился на балу в настоящем одеянии, ранее принадлежавшем настоящему царю – Александру Михайловичу.

Единственное, о чем попросил император, так это заменить подклад внутри шапки: старая ткань раздражала кожу на лбу. Императрица тоже была в настоящем царицыном наряде.

При всем желании, создать копию без уничтожения исторически ценного оригинала не представлялось возможным. А найти идентичные настоящим драгоценные камни и вовсе стало бы сверхзадачей. Поэтому пришлось и достаточно мнительной царице облачиться в платье с чужого, пусть и императорского плеча.

На скорую руку

Его императорское высочество князь Сергей Александрович вообще обрел костюм за несколько часов до бала. Он напрочь забыл о том, что нужно соответствовать требованию быть в образе. Так что ему искали костюм в исторических запасниках, сбиваясь с ног.

Князь был высок и строен и его размер просто не могли подобрать. Портным пришлось ушивать княжеский кафтан прямо на Его высочестве. И еще одна неприятность заставила понервничать тогдашних костюмеров: на князя не могли найти обувь, подходящую ему по размеру.

Так что были срочно обрезаны и расшиты его старые охотничьи сапоги. В остальном же на князе был исторический наряд XVII века.

Историй об этом балу немало, рассказывать можно бесконечно. Прошли десятилетия, гостей последнего бал-маскарада Великой Империи разметало по свету, а после и вовсе стерло с лица Земли.

Но старые фотографии донесли до нас великолепие царского двора и дали возможность увидеть богатство традиций, от которых Россию долгое время пытались избавить.

Читайте также