Мода

Зарплата почти как у уборщицы: как в СССР оценивали труд красавиц-моделей

В Советском Союзе девушки, которыми восхищались на Западе, имели зарплату, сопоставимую с жалованьем низкоквалифицированного рабочего.

Они не все время примеряли платья и дефилировали по подиумам. Им, как и научным сотрудникам, студентам, школьникам и всем остальным в СССР, приходилось перебирать овощи на базе, — а как же, в то время это была «обязаловка» для всех граждан.

Среди немногочисленных плюсов работы моделью были частые поездки за границу (разумеется, это относилось только к моделям «высшего разряда»). Но эти поездки были для них не удовольствием, а, скорее, еще одной повинностью, связанной с опасностями и напряжением. Дело в том, что там за ними всегда пристально наблюдали сотрудники КГБ — как бы чего лишнего не сказали, кому-нибудь «не тому» не улыбнулись, куда-нибудь «не туда» не пошли.

Зарплата — как у уборщицы

фильм Красная королева
(Кадр из фильма «Красная королева»)

В 60-е годы манекенщицы (так называлась тогда профессия модели) имели официальную зарплату в 70 рублей. Именно столько получали тогда в Советском Союзе рабочие, укладывающие рельсы. Чуть меньше была ставка уборщицы.

Да и престижной в то время работа манекенщицы не была. Никто ею не гордился, а иногда девушки даже скрывали, кем работают, — считалось, что труд манекенщицы неперспективный, такую работу можно выполнять лишь временно, пока не подвернется что-то получше.

Жена Никиты Михалкова — Татьяна Соловьева — была в то время очень красивой и востребованной манекенщицей, однако режиссер долгое время скрывал этот факт, говоря всем, что жена работает переводчицей.

Миссия советских манекенщиц на Западе

фильм Красная королева
(Кадр из фильма «Красная королева»)

Никита Хрущев, руководивший в те годы страной, понимал: в Советском Союзе есть и талантливые модельеры, создающие красивую одежду, и красивые грациозные манекенщицы, которые способны достойно представить эту одежду. Если показать это на Западе — можно будет создать новый образ СССР как страны, в которой живут прекрасные женщины, умеющие со вкусом одеваться.

Но Хрущев вовсе не ставил перед собой цель одеть в красивые качественные наряды всю страну. Это был очень закрытый элитный клуб — модельеры и их модели. Только там можно было увидеть по-настоящему красивые и модные платья. В магазины подобные вещи не поступали. Все отправлялось на Запад — на международные престижные выставки. И еще — в гардеробы жен партийных деятелей.

Легенды о Регине Збарской — «самом красивом оружии Кремля»

(Кадр из фильма «Красная королева»)
(Кадр из фильма «Красная королева»)

Этот титул присвоил советской манекенщице Регине Збарской один из французских журналов. Регина была настолько красива и популярна, что ее появление на сцене Торгово-промышленной выставки в 1961 году произвело эффект разорвавшейся бомбы — о нем говорили и писали больше, чем о выступлении Хрущева и о советских достижениях тех времен. Регина Збарская была музой Пьера Кардена и Ива Сен-Лорана, она восхищала своей грацией и красотой самого великого Федерико Феллини.

Благодаря своей популярности Збарская пользовалась некоторой свободой. Например, могла в одиночку летать за границу, даже в Буэнос-Айрес, что само по себе было немыслимым для тех лет — без сопровождения, в капиталистическую страну!

Жизнь Регины Збарской быстро обрастала невероятными легендами. Говорили, что недаром в ее биографии столько темных пятен, что якобы ее родителями на самом деле были нелегальные разведчики и что саму Регину готовили к карьере разведчицы с раннего детства. На руку этой легенде работало и то, что уже к 17 годам Регина отлично знала три иностранных языка, владела приемами самбо и умела прыгать с парашютом.

Жестокая конкуренция — всем хотелось за границу

фильм Красная королева
(Кадр из фильма «Красная королева»)

Впрочем, в связях с разведкой подозревали не только Збарскую, а практически всех манекенщиц, которым удалось выехать за границу. Может быть, эти слухи имели под собой основание — ведь, прежде чем встать «на вахту» на стенде международной выставки или пройтись по зарубежному подиуму, советским манекенщицам приходилось проходить многоступенчатый отбор на родине (до 7 инстанций!).

А поехать за рубеж, увидеть другой мир хотелось всем! И в среде манекенщиц царила жестокая конкуренция, некоторые девушки даже писали на подруг доносы, чтобы те «сошли с дистанции».

Но, даже вырвавшись за «железный занавес», девушки оставались под неусыпным контролем. Их проверяли, как в пионерском лагере: все ли находятся вечером и ночью в своих кроватях. У них изымали документы — чтобы не остались за границей, не дай Бог. Гулять по улице разрешалось минимум втроем — каждая девушка следила за остальными и обязана была донести, если что-то шло не так: неправильные разговоры, недостойное поведение.

Но кому же из молоденьких девушек, чудом попавших за границу, понравится такой распорядок! И они выкручивались, как умели. Сбегали из гостиниц через окно, чтобы погулять по ночному Парижу и поглазеть на витрины. При всей своей напряженной работе они получали только 4 рубля суточных — на эти деньги невозможно было ничего себе позволить, разве что пару сувениров купить. Никаких гонораров девушки не видели. Если им дарили подарки мужчины, очарованные их красотой, — манекенщицы обязаны были их сдавать «старшему» группы (читай — сотруднику КГБ). Вершиной везения было получить немного хорошей косметики, это разрешалось.

Кроме того, на выезжавших за рубеж манекенщиц возлагали большие надежды именно в плане информации. Все девушки неплохо знали иностранные языки, что позволяло им, очаровательно улыбаясь на приемах и фуршетах, внимательно слушать и запоминать ведущиеся вокруг разговоры, а потом докладывать о них начальству.

При этом не одобренные руководством знакомства не поощрялись и жестко осуждались. Однажды Марина Иевлева познакомилась за границей с племянником самого Рокфеллера. Молодой миллионер влюбился в русскую красавицу и предложил ей руку и сердце. Но Марине запретили принимать это предложение. Ей просто объяснили: как только она посмеет уехать с женихом за рубеж — для ее пожилых родителей настанут тяжелые времена.

фильм Красная королева
(Кадр из фильма «Красная королева»)

Интересно? Поделись с друзьями:
Хочешь обсудить? Пиши!
(Кадр из фильма «Красная королева», 2015 г.)
Загрузка...
Flipboard
Сейчас ты
читаешь:
Зарплата почти как у уборщицы: как в СССР оценивали труд красавиц-моделей
Интересно?
Поделись с друзьями: