Мода

История моды: как Петр I рубил бороды и отправлял на каторгу за костюм

История моды: как Петр I рубил бороды и отправлял на каторгу за костюм Император мало уделял времени собственной одежде, но зорко следил за тем, как выглядят его соотечественники. Фото: globallookpress.com
Первый русский император мало уделял времени собственной одежде, но зорко следил за тем, как выглядят его соотечественники.

Французские короли — Людовики XIV и XV — постепенно внедряли новые модели одежды и элементы моды в своей стране, а потом это расходилось по миру. Но обоим Людовикам далеко до русского царя Петра I (1672 -1725). Тот действовал молниеносно. Мало того что «прорубил окно в Европу», так еще через это самое окно буквально «втащил» в Россию новую моду. И с бешеной энергией стал ее насаждать, не останавливаясь ни перед чем – от штрафов, наказаний кнутом до ссылки на каторгу.

Рубить бороды

Петр недаром стал Великим. Он перевернул жизнь России. А свои преобразования начал именно с новой моды. Подсмотрел он ее поначалу в Москве, в Немецкой слободе, где селились иностранцы – немцы и голландцы, которые одевались совершенно по-иному по сравнению с нашими боярами, купцами и мастеровыми людьми. Да и жили они иначе: курили трубки, пили пиво, устраивали веселые вечеринки с танцами. Конечно, на юного Петра, который с 10-летнего возраста не раз присутствовал на долгих «сидениях» с важными боярами, потевшими в тяжелых шубах, стиль жизни, манера поведения, одежда новых друзей-иноземцев произвели сильное впечатление. Еще больше новшеств Петр открыл для себя во время своего первого путешествия в Европу в 1697 -1698 годах, когда побывал в Голландии, Англии и других странах.

Боярские платья до новой моды. Фото: wikipedia.org

Вернулся он в спешке, когда ему сообщили о бунте стрельцов, и уже на следующий день издал указ «рубить бороды» и собственноручно в Преображенском дворце обрезал бороды двум выдающимся людям из своего окружения – первому генералиссимусу России, главнокомандующему русской армией Алексею Семеновичу Шеину и князю Федору Юрьевичу Ромодановскому, на которого оставлял управление страной во время своего отъезда за рубеж. Так, с уничтожения бород, началось преображение страны.

Отчего Петр начал именно с бород? Борода на Руси издревле была символом приверженности вере, свидетельством чести и предметом гордости. В XI веке человек, лишившийся бороды, считался обесчещенным. За моральный ущерб от вырванного из бороды клока штраф был выше, чем за убийство княжеского слуги, и равнялся стоимости 15 коров.

Тех, кто не имел бороды, священники отказывались благословлять. Патриарх Адриан (1637 – 1700), служивший в годы правления Петра, вообще считал, что «Бог создал человека бородатым, только коты и псы не имеют ее», а потому сбрившего бороду добровольно считали умалишенным. А вот на Западе бороды брили и над русскими бородачами подсмеивались. Для Петра, который сам никогда не носил бороды, «заросшая» Россия олицетворяла косность и отсталость страны и потому была ненавистна.

Отныне бояре, купцы, военачальники, горожане обязаны были бороды брить. Только священнослужители да мужики в деревнях могли позволить себе роскошь иметь бороду. Ну а те, кто в городе не смог с ней расстаться, должны были платить особый налог. Им выдавали специальный жетон – «бородовой знак» – с надписью «Деньги взяты».

Петр I и царевич Алексей. Фото: globallookpress.com

Конечно, большинство населения всеми силами сопротивлялось «басурманскому» указу царя. Многие вообще называли Петра антихристом Отрезанные бороды прятали по домам и завещали похоронить их вместе с бывшими владельцами. В некоторых местах вспыхивали бунты. Только при Екатерине II, в 1762 году, запрет и налог на бороду был отменен.

За одежду – на каторгу

Помимо бороды царь обратил внимание и на одежду своих подданных. Долгополые кафтаны его не устраивали, и одновременно с указом о бритье бород он издает предписание о замене старинной русской одежды на короткую, польскую.

Нельзя было попасть в город в привычном облачении. На городских воротах висел образец, и кто ему не соответствовал, того ставили на колени и овечьими ножницами обрезали полы кафтанов до уровня земли. А в 1713 — 1714 годах запреты еще более ужесточили: бороды вообще запретили, не разрешили торговать национальной русской одеждой и сапогами.

Носить можно было только платье немецкого образца. Кто не подчинялся новым правилам, того били кнутом и отправляли на каторгу. Только старообрядцам было сделано послабление. Им за 50 рублей в год разрешено было оставлять бороду, носить зипуны со стоячим воротником и верхнюю одежду с длинными рукавами – ферязи и однорядку.

Женское платье 18 века. Фото: wikimedia.com

Длиннополые кафтаны, богатые шубы, «горлатные» шапки русских бояр ушли в прошлое. Правда, в деревнях у мужчин оставались все те же длинные рубахи, портки, лапти с онучами, а у женщин – сарафаны, душегреи, постепенно сменявшиеся юбками с кофтами.

Сам царь ходил в кафтанах голландского фасона, как амстердамский бюргер или моряк. Да и незачем ему была пышность и роскошь в нарядах. Он ведь и на верфях работал как плотник и 14 ремесел освоил, в том числе и кузнечное дело.

А вот его придворные охотно перешли на французскую моду: носили рубашки с кружевами, роскошные камзолы и кафтаны, короткие панталоны, чулки, башмаки с драгоценными пряжками. В моде были большие парики. Особенным щеголем выглядел ближайший сподвижник и фаворит Петра князь Александр Данилович Меншиков (1673 – 1729). У них с царем был общий бюджет. И вот как тратились эти деньги: в 1702 году куплено 2 парика для Петра за 10 рублей и 8 париков для Меншикова за 62 рубля, в 1705 году на гардероб истрачено 1225 рублей, из которых для царя приобретено только 40 аршин полотна на порты, остальные деньги ушли на «Данилыча».

Щиколотка под запретом

Женская одежда тоже пришла из Франции. Носили корсажи, пышные юбки, распашное платье. Корсет затягивали так, чтобы фигура была тонкой и стройной.

Александр Меншиков — главный модник при дворе Петра I. Фото: wikipedia.org

Юбки в начале XVIII века были круглые, как купол, сзади – турнюр (специальный валик). Платья шили из парчи, атласа, муара, крепа разных цветов. Украшались они многочисленными оборочками, лентами и бантами. В торжественных случаях сзади прикрепляли огромный шлейф. Все платья были до пола – открывать посторонним взорам щиколотку ноги считалось недопустимой вольностью и дурным тоном.

«Округливши руки изящно»

Эти новые туалеты, сменившие привычную одежду, надо было где-то «выгуливать». Иначе зачем было тратиться на французские платья и камзолы?

Петр сделал поистине гениальный шаг: он связал новую моду с новым видом развлечений. В 1718 году подарил обществу идею проведения ассамблей – специальных собраний «для забавы и для дела». Был издан указ о доступных балах с музыкой и танцами, куда приглашалось всё «прилично одетое» городское население. «Ибо тут может друг друга видеть и о всякой нужде переговорить, также слышать, что где делается, при том же и забава».

Тем самым царь «вытащил» из-за высоких заборов хозяев помещичьих усадеб и купеческих лавок, заставил общаться вельмож и священников, чинуш и ремесленников. И что было чрезвычайно важно – на ассамблеях обязательно должны были присутствовать женщины: жены, дочери, которых раньше держали в домах буквально взаперти. Вот когда пригодились иноземные новинки!

В 1718 году Петр подарил обществу идею проведения ассамблей – специальных собраний «для забавы и для дела».

В указе «О достоинстве гостевом, на ассамблеях быть имеющем» говорилось, в каком виде надлежит появляться на балу: «мыту старательно», «бриту тщательно», «с голоду наполовину и пьяну малую малость», «обряженным весьма, но без лишнего перебору, окромя дам прелестных».

Тщательно были расписаны и правила поведения на ассамблее: «духом не робей, телом не дубей»; «округливши руки изящно и с приятностью на лице хозяину поклонись»; не обжирайся, чтобы живот не мешал танцам; «зелье» пей вволю, пока ноги держат; «не ори» в одиночку, перебивая общую песню; не пялься нагло на женские прелести; а уходя, проверь карманы, не завалилось ли случайно что-то хозяйское, а то ведь «особо ретивые лакеи могут и отвалтузить».

«Показание к житейскому обхождению»

Правила поведения в обществе царь хотел закрепить надолго, если не на века. И потому по его инициативе в 1717 году была издана книга «Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению, собранное от разных авторов». Это был своего рода учебник, в том числе и хороших манер, для подрастающего поколения.

Что рекомендовали молодым людям петровского времени? «Благочестивый кавалер» должен быть «смирен, приветлив и учтив», поскольку гордость «мало добра содевает». Советовали молодым дворянам учить языки, совершенствоваться в «конной езде, танцовании, в шпажной битве», красноречии – это помогало попасть на придворную службу. Обращалось внимание на то, что в обществе «не почитают» тех, кто «деньги большие любят, нежели самих себя и ближнего своего».

Указ Петра «рубить бороды» считали «басурманским». Фото: wikimedia.com

Немало рекомендаций посвящалось правилам поведения в обществе: неприлично рыгать, кашлять в лицо собеседнику, громко сморкаться, плевать на пол, чавкать, как свинья. В наставлениях говорилось: «не грызи костей …не марай скатерти и не облизывай перстов, около своей тарелки не делай забора из костей, корок хлеба». Согласимся, и сегодня многие записанные в этой книге правила не устарели.

Читайте также:

История моды: Как Людовик XIV одел всю Европу в пиджаки и галстуки

История моды: в тренде женственные мужчины


Интересно? Поделись с друзьями:
Хочешь обсудить? Пиши! Комментировать
Загрузка...
Flipboard
Сейчас ты
читаешь:
История моды: как Петр I рубил бороды и отправлял на каторгу за костюм
Интересно?
Поделись с друзьями: