Многие его коллеги убеждены: большинство ролей были Яковлеву «малы», «не по размеру». И ему самому по-настоящему нравились лишь некоторые из его работ. А вообще в его жизни происходило много такого, во что невозможно поверить.
«Бездарность!»
Кадр из фильма «Гусарская баллада» (1962 г.)
После огромного количества ролей, сыгранных Юрием Яковлевым, ни у кого и тени сомнения не возникнет, - талант! Однако совсем не такого мнения были члены приемных комиссий театральных вузов, в которые пытался поступить юный абитуриент. Ни во ВГИК, ни в Щукинское училище его не приняли – посоветовали поискать у себя другие таланты и указали на отсутствие актерских способностей.
Впрочем, положение спасла педагог Цецилия Мансурова – она как раз набирала курс в Щукинском. Она сказала: «Да вы что, посмотрите, какие у него бездонные глаза!» – и настояла, чтобы юношу приняли.
Как Ипполит преследовал Яковлева всю жизнь
Кадр из фильма «Ирония судьбы, или С легким паром!» (1975 г.)
Пожалуй, самая известная роль Яковлева – незадачливый Ипполит из «Иронии судьбы, или С легким паром!». Сам актер не раз сокрушался по этому поводу: «У меня же много разных ролей, почему все помнят только Ипполита?».
К нему часто подходили на улице – «Здравствуй, Ипполит!». Сначала это льстило, а потом стало раздражать. Тем более, что вообще в этом фильме Яковлев оказался случайно. Ипполита должен был играть Олег Басилашвили, но у него незадолго до начала съемок умер отец. Тогда Эльдар Рязанов уговорил Яковлева заменить его.
Как в «Берегись автомобиля» от Яковлева оставили только голос
Кадр из фильма "Берегись автомобиля" (1966 г.)
Все, кто смотрел фильм «Берегись автомобиля», хорошо помнят теплый, бархатистый, ироничный закадровый голос. Он принадлежит Юрию Яковлеву.
А ведь изначально он собирался играть следователя Подберезовикова. Однако, стоило появиться на съемочной площадке Олегу Ефремову, как вся группа в один голос воскликнула: «Подберезовиков!». В самом деле – Ефремов в точности соответствовал тому следователю, который был описан в сценарии: и внешне, и характером, и даже походкой.
И Юрию Яковлеву пришлось довольствоваться ролью «закадрового голоса». Впрочем, это нисколько не омрачило дружбы между Яковлевым и Рязановым. Режиссер еще несколько раз приглашал Яковлева в свои фильмы. Но от «Гаража» он отказался, потому что был связан другими обязательствами. А в «Небесах обетованных» не захотел сниматься – пояснил, что сценарий кажется ему «чернушным».
Как Яковлеву запретили играть Христа
Кадр из фильма «Идиот» (1959 г.)
После того как на экраны вышел фильм Ивана Пырьева «Идиот» по роману Достоевского с Яковлевым в роли князя Мышкина, в актерской среде поползли слухи: дескать, Яковлев в процессе съемок по-настоящему сошел с ума, да и другие занятые в картине актеры тоже «сдвинулись», потому, мол, и фильм получился таким достоверным. Потому Пырьев и продолжение не снимает, хотя собирался…
На самом деле Пырьев изначально планировал снять 4 части «Идиота», но все закончилось первой – и единственной. Просто некоторые артисты отказались сниматься в продолжении.
А что касается Яковлева, то его князь Мышкин в этой картине наводит настоящую жуть на зрителя – настолько он убедителен в этом образе. Юродивый – но невероятно благородный, цепляющий своими распахнутыми бездонными глазами самые потаенные струны в душе зрителя…
Юрий Яковлев в фильме «Идиот» (1959 г.)
Неизвестно, насколько правдива легенда о том, что Яковлев и другие актеры впали в страшную депрессию после съемок в «Идиоте» и наотрез отказались участвовать в продолжении. Ясно одно: Пырьев, который искал своего «Мышкина» 10 лет, не пожелал никем заменять Яковлева.
«Идиота» высоко оценили в Америке – и тут же пригласили Юрия Яковлева в Голливуд, сыграть Иисуса Христа, и предложили заоблачный гонорар. Но… Тот же Пырьев, возглавлявший в то время Союз кинематографистов СССР, категорически запретил ему даже думать об этом: «Играть Иисуса для советского артиста – позор! Тебя внесут в черный список, ты больше не сыграешь на Родине ни одной роли!».
Он мог погибнуть несколько раз
Кадр из фильма «Иван Васильевич меняет профессию» (1973 г.)
После бессонной ночи, рано утром он сел за руль и помчался по шоссе. Скоро глаза стали слипаться… Очнувшись, Яковлев понял, что машина несется куда-то вбок. Он стал судорожно выворачивать руль. Машина перевернулась, с заднего сиденья вылетела его жена (тогда ею была Екатерина Райкина), с водительского кресла – сам Яковлев.
Когда артист очнулся, то увидел – из искореженной машины валит страшный черный дым. Когда приехали врачи «Скорой», долго не могли поверить, что обошлось без трупов.
Кадр из фильма "Берегись автомобиля" (1966 г.)
Во второй раз судьба сохранила его, когда он ехал зимой на концерты в Ленинград. Яковлев не пристегнулся, при столкновении машина перевернулась… К счастью, случайные свидетели аварии быстро вызвали медиков, и после наложения нескольких швов артиста отпустили. На память об этом происшествии у него на лбу остался шрам.
В третий раз все могло окончиться очень печально. Машина Яковлева столкнулась с другим авто, за рулем которого сидел пьяный водитель. Жертвой стал мотоциклист, попавший «под раздачу». Юрий Васильевич не раз признавался: он прекрасно понимает, что во время этих испытаний его кто-то хранил. И в то же время считал, что авариями ему давали понять: грань между жизнью и смертью очень тонкая и хрупкая.
Его не стало 30 ноября 2013 года. Актеры, знавшие Юрия Яковлева лично, убеждены: он – из незаменимых. «Невосполнимая утрата» – это о нем: таких больше не делают.