Звездные истории

Королева и восхищение: как Нина Шацкая отважно выходила на сцену обнаженной, когда в СССР не было секса

На премьере этого спектакля, как и на знаменитом булгаковском балу, собрались знаменитые и неоднозначные личности.

Спектакль был скандальным и революционным. Сценическое действо рукой режиссера превращалось в феерию в зрительном зале. С потолка падали контрамарки, а на сцене танцевали канкан невидимые танцовщицы, и обнажались красавицы.

Шел 1977 год. В СССР категорически не было секса. Как же такой спектакль мог появиться в одном из центральных театров страны?

Фото: globallookpress.com

Великолепная актриса, сыгравшая в нем главную роль, Нина Сергеевна Шацкая празднует свой день рождения. Сейчас ей исполняется 79 лет, а тогда она была молода, красива и полна творческого задора.

Конечно, моральные устои общества были сильны, да и через себя пришлось переступать, чтобы ежедневно раздеваться перед публикой, которая валом валила в театр за невиданным на те времена зрелищем, но это того стоило.

У Бортко и Баширова разные мнения о мистике романа

Кадр из сериала «Мастер и Маргарита» (2005 г.)

Кто же не читал «Мастера и Маргариту» Булгакова? Каждая строчка там пронизана мистикой. Говорят, что роли, сыгранные в экранизациях и постановках по этому произведению, оказывают на актеров нешуточное влияние. На съемках и в жизни всех, кто принимал участие в создании спектакля или фильма происходят необъяснимые события и происшествия.

Как-то Владимир Бортко, снявший сериал «Мастер и Маргарита», говорил, что вся мистика – это вымысел мистически настроенных личностей. Но актеры – тонко настроенные инструменты и их восприятие отличается от восприятия обычного человека.

Кадр из сериала «Мастер и Маргарита» (2005 г.)

Сыгравший у Бортко Александр Баширов, полюбившийся зрителям в роли кота Бегемота, даже специально приезжал на могилу Булгакова, чтобы повиниться перед ним за то, что посмел примерить на себя эту роль. Все из-за того, что на съемках фильма и после них в его жизни творилась какая-то чертовщина.

Спектакль мог не состояться из-за чинуш-перестраховщиков

Кадр из сериала «Мастер и Маргарита» (2005 г.)

Так было и со спектаклем, который Юрий Любимов поставил в Театре на Таганке. «Мастера поставили всего через 10 лет после того, как роман вообще дошел до читателя. Вдове Булгакова пришлось потратить 27 лет, чтобы рукопись, наконец, увидела свет: первое издание состоялось в 1967 году, а до этого цензоры категорически не пропускали его в печать.

До 1977 года положение с цензурой не изменилось. По-прежнему лютовали худсоветы, на прогонах присутствовали чиновники всех мастей, которые одним только словом могли закрыть спектакль. Достаточно было одного недовольного высокопоставленного гостя, как огромная работа шла насмарку.

С романом некогда опального писателя не хотели связываться

Кадр из сериала «Мастер и Маргарита» (2005 г.)

Такое положение дел не давало ни единого шанса к тому, чтобы спектакль был вообще разрешен к постановке. Обычно само упоминание о намерении поставить «Мастера и Маргариту» вызывало немедленный и резкий отказ.

Никто не хотел связываться с недавно опальным произведением. То, что книга вышла в печать – еще ничего не значит: сегодня разрешили, завтра – запретили. Не зря ведь 27 лет было «нельзя»!

Кадр из сериала «Мастер и Маргарита» (2005 г.)

Но каким-то образом Любимову удалось добиться того, чтобы спектакль пошел в работу. На самом деле, Юрий Петрович подал заявку сразу после того, как роман появился в продаже в 1967 году. И когда через долгих 10 лет его все-таки разрешили поставить на сцене театра, режиссер на радостях даже накрыл для труппы стол с шампанским и фруктами.

Спектакль создавался в режиме «с миру по нитке»

Кадр из сериала «Мастер и Маргарита» (2005 г.)

Финансирования не было, реквизит собирали по другим спектаклям, костюмы шились из подручных материалов, что-то перешивалось из переворошенных костюмерных театра.

Маститых композиторов и сценаристов привлечь не было возможности – не работают маститые без хорошего гонорара, да еще и в спектакле, который, скорее всего, будет запрещен, а авторы могут попасть в опалу. Так что привлекали знакомых, молодых, неизвестных.

Кадр из сериала «Мастер и Маргарита» (2005 г.)

Как бы там ни было, но в марте 1977 года на сцене театра на Таганке состоялся прогон спектакля. И тут началась самая настоящая мистика. Худсовет единогласно вынес вердикт «Одобрить».

Потом так же спектакль одобрил главный цензор союза писателей. А выступавший с оценкой спектакля литературовед Карякин и вовсе сказал, что сцена бала у Сатаны — «настоящее литературоведческое открытие».

Процессу утверждения текста удивлялся даже Фагот

Кадр из сериала «Мастер и Маргарита» (2005 г.)

Актер Иван Дыховичный, который играл пройдоху Фагота, вспоминал нервотрепку, сопровождавшую процесс получения разрешений на производство спектакля. Было такое учреждение – Управление по охране государственных тайн в печати.

И при нем был цензурный комитет: без его одобрения не выходила ни одна постановка. В этом комитете сидели закаленные перестраховщики, которые могли запретить что либо просто «на всякий случай».

Даже если решение все же оказывалось положительным, то до него проходили месяцы, иногда и годы. Но ответ пришел в ошеломительно короткие сроки: на следующий же день! Резолюция на утвержденном тексте гласила: «Классика в цензуре не нуждается». Позже Иван Дыховичный назвал этот случай «совершенно воландовской историей».

Высоцкий не смог отобрать роль Воланда у Вениамина Смехова

Кадр из сериала «Мастер и Маргарита» (2005 г.)

Постановка была достаточно вольной интерпретацией романа. Вениамин Смехов, сыгравший самого первого Воланда, рассказывал, что его персонаж общался с залом, задавая вопросы и бросая реплики, по которым было понятно, что действие происходит вовсе не в двадцатые годы, а в современной столице. Проблемы общества с тех пор совсем не изменились…

Воланда мечтали сыграть многие. На эту роль претендовал и Владимир Высоцкий. Но режиссер видел его Иваном Бездомным. Пара репетиций показала, что Высоцкий был идеальным кандидатом, но тот отказался, заявив, что либо он сыграет Воланда, либо не сыграет никого.

Смехов оказался именно тем, кого Любимов хотел видеть в роли Сатаны. Его персонаж был ироничным, артистичным и породистым. Этому Воланду верили.

Как искали развратницу, способную выйти к зрителю голой

Владимир Бортко (справа) отказывался думать о чертовщине, но священника на площадку все же пригласил. Фото: masterimargarita.ru

Если с выбором Главного Злодея все было просто, то исполнительницу роли Маргариты Любимов искал долго. Так долго, что уже начали посмеиваться, мол, режиссеру нравится раздевать женщин. На сатанинском балу Фагот срывает плащ с Маргариты, оставляя ее полностью голой.

На те времена это было не просто смелое решение. Это была сенсация, скандал! В СССР секса не было, а за аморальное поведение вполне могли осудить. И судьями были не просто бабушки у парадного.

Тем не менее, Любимову удалось найти несколько отважных женщин, которые понимали, что эта роль может стать последней в их театральной судьбе. Среди них была и Нина Сергеевна Шацкая.

Белокурая, с хорошей фигурой, она принимала гостей, сидя на плахе на самом краю сцены. Но сила искусства была так велика, что по словам театроведа Александра Гершковича, зрители воспринимали обнаженное тело актрисы «подобно тому как смотришь в музее на торс Венеры».

Любовница Маяковского и влияние романа на композитора Шнитке

Фото: globallookpress.com

На премьере присутствовала Лиля Брик – «проповедница разврата», как называл ее литературовед Алексей Колосков, 4 августа 1978 года Брик покончила с собой уже через год после посещения ей спектакля. Странный выбор странной смерти после долгой и насыщенной жизни длиной в 86 лет…

Композитор Альфред Шнитке, который был в числе гостей на премьере, не особо верил в мистику, но и его она в свое время настигла. Он написал музыку к фильму Юрия Кара «Мастер и Маргарита», снятому в 1994 году.

Фильму суждено было лечь на полку до 2011 года, а самого композитора после этой работы как отрезало: почти два года он ничего не мог написать и только в конце 1996 представил пару мелодий, которые можно использовать в телевизионных работах. После этого композитор создал свою роковую Девятую симфонию и вскоре после этого умер.

Проклятие Девятой симфонии

Кадр из сериала «Мастер и Маргарита» (2005 г.)

Среди композиторов существует поверье, что смерть приходит, когда будет написана симфония №9. Этот предрассудок появился в музыковедческой среде еще со времен Бетховена, умершего во время работы над десятой симфонией. Потом к нему прибавились Антон Брукнер, Франц Шуберт, Антонин Дворжак и еще с десяток имен.

Вдова Шнитке пригласила композитора Николая Корндорфа, чтобы тот воссоздал последнюю симфонию, перенеся ее с рукописей автора в оформленную для оркестра партитуру. Корндорф приступил к работе, но умер, так и не доведя дело до конца.

А композитор Никита Богословский – тот вообще написал свою восьмую симфонию, назвал ее «Последней», заявил, что «все сказал в симфоническом жанре» и больше не писал серьезной музыки, да и несерьезной тоже. На всякий случай.

Неизвестно, связано это как-то с проклятием композиторов или нет, но только прожил он еще 20 лет. Многие из тех, кто его знал, говорили о том, что он просто боится своими руками вырыть себе могилу, поэтому отошел от композиторской деятельности.

Но вернемся к нашей Маргарите

Фото: globallookpress.com

Ее творческая судьба не была разрушена, как все опасались. Не сложилось только с личной жизнью. Первый муж, Валерий Золотухин, не оправдал надежд, оказавшись тем еще ловеласом. Нина не выдержала измен и развелась, несмотря на то, что у пары родился сын. А второго мужа – Леонида Филатова ей пришлось хоронить.

Он умер достаточно молодым после десятилетней череды тяжелых болезней. У него был инсульт, потом отказали почки.

Два года на аппарате для гемодиализа, пересадка донорской почки – вроде бы все поправилось, но в 2003 году пневмония, а потом и отторжение донорского органа. Нине так и не удалось попрощаться – муж умер, не выходя из медикаментозной комы.

Фото: globallookpress.com

Нина Сергеевна уже не играет в театре. Ее здоровье оставляет желать лучшего — годы никого не щадят.

Актриса не захотела говорить об этом спектакле, при упоминании о нем она просто свернула разговор. Видимо, он все же оставил какой-то след в ее судьбе, если спустя сорок с лишним лет вопрос о нем оказался столь волнительным для женщины.


Интересно? Поделись с друзьями:
Хочешь обсудить? Пиши!
Flipboard
Сейчас ты
читаешь:
Королева и восхищение: как Нина Шацкая отважно выходила на сцену обнаженной, когда в СССР не было секса
Интересно?
Поделись с друзьями: