Как связаны судьбы крепостной актрисы, сериала «Склифосовский» и харизматичного Максима Аверина

В теории хаоса взмах крыла бабочки на одном континенте может стать причиной урагана на другом. Одним из таких взмахов крыла для Максима Аверина стало восхождение на сцену безвестной крепостной певички.

Как связаны судьбы крепостной актрисы, сериала «Склифосовский» и харизматичного Максима Аверина
Фото: С.М. Прокудин-Горский. Группа детей. Белозерск (1909 г.)

В далеком 1768 году родилась женщина, которая должна была остаться никем. Но ее судьба была наполнена удивительным везением, талант сделал имя известным на долгие годы, а любовь повлияла на судьбы тысяч человек. И отзвук тех событий ощутим до наших дней.

Прасковья была бесправной крепостной

Портрет Прасковьи Жемчуговой. Художник Н.И. Аргунов. Источник — wikimedia.org

Прасковья Ковалева была собственностью. Как отрез парчи или свора борзых. Даже одна собака из своры и та стоила дороже девочки. Ее семью подарили графу Шереметеву в составе приданого его жены, Варвары Алексеевны, урожденной княжны Черкасской.

Девочка росла сущим ангелочком. Ее заметила свойственница Шереметевых, княгиня Марфа Долгорукова, и забрала у родителей. Отец, Иван Горбунов, не возражал. Да и если бы хотел — крепостные слова не имели. Захотела барыня взять ребенка на воспитание — сиди и радуйся: хоть кто-то из детей пристроен.

Сначала кукла для дворянских детей, потом – актриса

Фото: С.М. Прокудин-Горский. На жнитве (1909)

Марфа Долгорукова увезла девочку из Ярославской губернии под Москву, в Кусково. Ей была уготована роль живой куклы-сверстницы для хозяйских детей. Обычно такие «куклы» росли вместе с детьми богачей, а потом становились служанками в дворянских домах, или же их отсылали назад в деревню. Никто и не предполагал, что Прасковью ждала другая участь.

Княгиня Марфа Михайловна была страстной поклонницей театра, а точнее, итальянской оперы. Тогда, во времена правления Екатерины II, иметь дома свой театр считалось и модным, и престижным. А потому девочку, у которой обнаружились музыкальные способности, стали готовить для сцены. Впервые Параша приняла участие в представлении, когда ей было всего 11 лет. Ей доверили роль служанки в комической опере француза Андре Гретри.

Княгиня дала Горбуновой другое имя

Фото: С.М. Прокудин-Горский. Крестьянские девушки. Нижняя Топорня. Река Шексна (1909)

Публика была в восторге. Но как представлять певицу? По фамилии? Горбунова? Или по прозвищу, образованному от профессии отца: Кузнецова? Ковалева?

Ни один вариант не подходил для театра уважаемой княгини, и девочку просто переименовали. Так что в следующей опере в роли Белинды на сцену поднялась уже не дочь кузнеца Параша Горбунова, а актриса Прасковья Ивановна Жемчугова.

У Жемчуговой были лучшие учителя

Фото: С.М. Прокудин-Горский. Крестьяне на покосе. Река Шексна (1909)

Девушка росла способной актрисой. Ей легко удавалась игра на арфе, она быстро освоила клавесин.

Для обучения театральному мастерству был приглашен знаменитый актер и модный преподаватель Иван Дмитриевский, а голосом Прасковьи занималась не менее известная в те времена Елизавета Сандунова – оперная певица, скандально известная тем, что обратилась за заступничеством к матушке-императрице прямо посреди спектакля, который посетила Екатерина.

Императрица растрогалась историей певицы, выдала ту замуж за любимого, а директоров театра, которые препятствовали любви, уволила и лишила привилегий.

Императрица лично благодарила Жемчугову

Кусково. Партер и оранжерея. 1761—1762 гг. Архитектор Ф.С. Аргунов. Гравюра П. Лорана

Когда Прасковье Жемчуговой исполнилось 19 лет, в Кусково состоялось помпезное открытие нового театра. Был приглашен весь двор и, конечно же, великая императрица. Спектакль был настолько великолепен, а игра актеров настолько хороша, что Екатерина в порыве чувств сняла с пальца и подарила исполнительнице главной роли алмазный перстень.

«Самнитские браки» играли еще много лет. Павел I после смерти Екатерины даже арендовал эту постановку у Шереметевых, чтобы ее посмотрел польский король Станислав Понятовский.

Любовь возвысила Жемчугову и погубила

Портрет графа Николая Петровича Шереметева. Холст, масло. 85 х 68. Худ. Н.И. Аргунов. 1800-е гг.

К 1797 году Прасковья Жемчугова была звездой театра графа Шереметева. Мила, умна, образованна, талантлива, скромна — все эти качества сразили наповал хозяйского сына Николая Петровича. Николай был не юн, не глуп, служил при императорском дворе и носил звание обер-гофмаршала.

Когда император потребовал переезда Шереметева в Петербург, тот в числе скарба перевез в столицу и часть своего театра. Но для примы Жемчуговой этот переезд стал роковым: в сыром климате Петербурга у нее развился туберкулез и пропал голос.

Прошел год, в течение которого граф еще надеялся вернуть актрису на сцену. Но надежды на восстановление связок не было, Жемчугова окончательно простилась со сценой. А граф, к тому времени полюбивший женщину, отпустил ее и ее семью, выписав для всех вольные грамоты. Впрочем, семья в родные края не вернулась: предпочли остаться служить графу.

Николай подал прошение о браке в нужный момент

Фото: С.М. Прокудин-Горский. Монастырский сенокос. Леушинский монастырь (1909)

В 1801 году к власти пришел следующий император — Александр I. Во время его коронации, когда новоявленный правитель был в хорошем расположении духа, граф Николай испросил разрешения на неравный брак и получил его. Еще месяц он добивался разрешения церковных властей.

Митрополит в конце концов сдался, немалую роль в этом сыграли пожертвования графа на восстановление личной часовни митрополита. Так что свадьбу все же сыграли. Правда, невесту записали как Ковалевскую, чтобы в записях поддержать легенду о том, что она из рода польских шляхтичей, а не безродная дочь крепостного кузнеца.

Ей было 32 года, мужу 50. Они прожили в браке всего два года. Родился сын Дмитрий, но слабое здоровье было подорвано беременностью и родами. Женщина умерла через три недели после рождения сына. Похоронили ее со всеми почестями, подобающими представительнице графского рода.

При чем здесь Максим Аверин, спросите вы?

Источник — wikimedia.org

Все дело в том, что Прасковья Ивановна была очень добросердечной женщиной. Понимая положение бедноты, она, вышедшая из самых низов, старалась помочь, как могла. Еще в 1792 году граф, восхищенный очередным спектаклем, где блистала Жемчугова, опрометчиво воскликнул: «Душечка! Проси, что хочешь!» И актриса попросила построить больницу для бедноты. Свидетелем обещания была императрица, так что пришлось обещание держать.

Но влюбленный граф и так не отказался бы от своего слова: после смерти Жемчуговой он нанял модного дорогого архитектора Джакомо Кваренги и в память о графине достроил великолепное здание Странноприимного дома на Сухаревке в Москве. Разные названия были у этого грандиозного комплекса за двести с лишним лет его существования. Богадельня Шереметева, Странноприимный дом, Шереметевская больница. А теперь это — знаменитый «Склиф», НИИ имени Склифосовского.

Семь лет в атмосфере больницы, построенной по просьбе Жемчуговой

На съемочной площадке сериала «Склифосовский» (четвертый сезон). Актриса Мария Куликова и актер Максим Аверин. Фото: Вороной Руслан/КП

Вот уже семь сезонов Максим Аверин играет разбитного и талантливого доктора Брагина в сериале о главной неотложке страны. Поговаривают, что актеру почти не нужно перевоплощаться для роли. Обязательность и талант делают его желанным на съемочной площадке, а харизма и легкий характер заставляют сходить с ума романтичных особ.

Говорят, за плечами актера десятки разбитых женских сердец, и этим Аверин совершенно не отличается от Брагина. Неизвестно, так ли это, а сам актер никак не комментирует журналистские домыслы.

Аверин ведет себя как настоящий аристократ в вопросах отношений

На съемочной площадке сериала «Склифосовский» (четвертый сезон). Актер Максим Аверин. Фото: Вороной Руслан/КП

Максим уже устал отбиваться от вопросов о его второй половинке, рожденных и нерожденных детях, женах, любовницах и ориентации. Он не выносит свои альковные дела за пределы спальни. Аверину постоянно приходится бороться за то, чтобы общественное мнение никак не влияло на его личные отношения.

Так же когда-то боролся за свою любовь и граф Шереметев. Защищал и оберегал от чужого осуждения, как мог.

Конечно, если бы когда-то не родилась в семье кузнеца талантливая и очень удачливая дочь, все сложилось бы по-другому. И даже если бы по желанию крепостной певички 200 лет назад не был построен «Склиф», для талантливого актера нашлись бы другие роли. Но тогда не случилось бы в творческой судьбе Аверина перевоплощения, которое полюбили миллионы зрителей. А согласитесь, было бы жаль!

Интересно? Поделись с друзьями:
Хочешь обсудить? Пиши!

Фильмы по теме

Дамы приглашают кавалеровДобровольцыЕкатерина ВоронинаЖивойИстория Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замужКак поднять миллион. Исповедь задротаКамера 211Карьера Димы ГоринаКоролевство кривых зеркалКрайЛегенда №17Лейтенант СуворовЛенин в ОктябреЛюбовь в большом городе 3
Загрузка...
Flipboard
Сейчас ты
читаешь:
Как связаны судьбы крепостной актрисы, сериала «Склифосовский» и харизматичного Максима Аверина
Интересно?
Поделись с друзьями: