Феномен Гришковца: бесконечно уверенный в себе автор - бесконечно неуверенный в себе человек

Евгений Гришковец, режиссер и писатель, празднует сегодня свой 52-й день рождения. Он стремительно ворвался на театральные подмостки в самом конце 90-х годов со странными, но понятными и близкими каждому зрителю моноспектаклями.

Актеры и критики его ругали, зрители ловили каждое слово и растаскивали спектакли на цитаты. В чем же секрет такого успеха Гришковца?

Минимум декораций, скромный реквизит – всего несколько вещей. И небритый, не особо ухоженный человек с картавинкой в негромком голосе ведет рассказ вроде бы ни о чем.

Зарисовки из жизни сменяются другими зарисовками, не особо важные или яркие события подаются без излишнего трагизма или театрального пафоса. Но зрители, как зачарованные, следят за каждым движением актера до самой последней поставленной им точки.

Родители-студенты

О своем детстве Гришковец вспоминает тепло. Говорит, что всегда чувствовал себя компаньоном своих родителей, которые никогда не оставляли его на дедушек с бабушками, хоть те и были бы рады.

Но молодые родители, родившие Евгения еще в свою бытность студентами, везде возили сына с собой. И неважно: был ли это жаркий Самарканд или неустроенный Ленинград – ребенок никогда не чувствовал себя брошенным.

Маленькому Жене читали вслух, его не выгоняли спать, когда приходили поздние гости, он ощущал себя полноценным членом взрослой компании и до сих пор считает, что такое отношение и составляет детское счастье.

Гришковец достаточно плохо учился: медленно читал, писал с огромным количеством ошибок. В наше время ему бы поставили диагноз дисграфии, а в его детстве, как он сам говорит, у папы случались припадки педагогики, и он пытался играть в учителя. Но все его попытки заканчивались ничем.

Не хочу учиться!

Евгений вспоминает, что в Кемерово, где он жил, был достаточно большой выбор институтов, но он ни на кого не хотел идти учиться. Предметы вроде истории и литературы парню давались слишком легко, а вот точные науки неимоверно тяжело.

Школа для Гришковца запомнилась местом абсолютного несчастья. Учиться он не хотел, работать не хотел, поэтому и пошел на филфак. Окончить университет Евгений смог только через 10 лет: три года «украл» академотпуск, в течение которого он служил на Тихоокеанском флоте.

Со службы Гришковец вернулся совершенно другим человеком – он уже не мог просто так, восторженно читать книги. За годы службы он столкнулся с необъяснимой для себя нечеловеческой жестокостью и уже не так безоблачно смотрел на мир.

Мим Гришковец

Еще до армии Гришковец занимался в студии пантомимы – это был его первый театральный опыт. При жгучем желании выйти на сцену, Евгений считал себя профнепригодным – он очень сильно картавил.

Пантомима казалась ему идеальным выходом. Сделав ставку на язык тела, Гришковец с другом выступили на большом фестивале в Риге, и это выступление сделало их событием года. Они получили вторую премию, уступив только рижскому театру пантомимы.

Вернувшись в Кемерово, Гришковец собрал 8 талантливых ребят и практически с нуля создал театр «Ложа». Помещением для него послужила пустующая столовая. Для того, чтобы театр хоть как-то держался на плаву, в театре был открыт бар, и актеры до спектакля и во время антракта стояли за барной стойкой.

Лихие девяностые прошли мимо

Театр Гришковца был успешен настолько, что собрал все мыслимые награды, коими одаривали театры малых форм. А однажды «Ложа» стала лучшим самодеятельным театром мира. В поездках по другим странам Гришковец осознал, что за границу он хочет ездить с деньгами и совсем не хочет там работать.

Он понимал, что для заработка нужно бросать театр и уходить в бизнес. Но если он уйдет из театра, то станет несчастным, а несчастным становиться не хотелось. В 1999 году Гришковец все-таки решил переквалифицироваться из театралов в юристы и подал документы на юрфак.

Он рассудил, что хорошая память и артистичность позволят ему стать успешным адвокатом. Но в 2000 году «выстрелил» его моноспектакль «Как я съел собаку»: Гришковец получил престижную национальную премию «Золотая маска» сразу в двух номинациях.

Москва – не место для жизни

С этого момента к Евгению пришли успех и признание. Но при этом Гришковец не перебрался в Москву или Санкт-Петербург. Он выбрал местом жизни Калининград, чувствуя себя там комфортнее, чем в любой из столиц.

В этот момент театры начали покупать пьесы Гришковца, а его самого приглашать со спектаклями на всевозможные подмостки. Михаил Жванецкий говорил, что своим новым «детским стилем» Гришковец заворожил всю интеллигенцию.

Мэтр высоко оценил качество юмора Евгения, а это дорогого стоит. «Юмор ребенка, говорящего взрослые вещи. Это всегда прекрасно по наивности и по внезапности» - так характеризует Жванецкий творчество Гришковца.

Как стать счастливым

При том, что многие театры были бы рады видеть в своем репертуаре спектакли, исполняемые Евгением, он отказывается от предложений играть на чужой сцене. Гришковец выбрал для себя формат гастролей, где к нему идет именно его зритель.

Практически не бывая в Москве, он дает по 100 спектаклей за театральный сезон по всевозможным городам. Он говорит, что полностью угадал с тем, как все должно быть и совершенно этим счастлив.

А сейчас есть и стационарная сцена, где ему комфортно работать: Театральный центр «На Страстном», где любой может прийти со своим спектаклем и со своей публикой.

Кино – отдельная любовь

Гришковец очень любит сниматься в кино, но каждый раз отказывается от больших ролей. Он боится, что съемки фильма, на которые он приглашен через год, могут помешать каким-то его планам и либо ему придется подвести тех, кому он пообещал, либо придется подвести себя.

И одно, и другое для Евгения одинаково неприемлемо. Единственная его большая роль – в фильме «Сатисфакция». Это пронзительная драма режиссера Анны Матисон, где большинство диалогов было написано самим Евгением.

Вечная тема – любовный треугольник. Борьба за женщину, которая, в общем-то, этого и не стоит. И снова – «театр малой формы»: минимальное количество актеров, минимум декораций, максимум текста. И снова от заставки до финальных титров фильм держит зрителя.

О себе Евгений говорит, что он – бесконечно уверенный в себе автор, но очень не уверенный в себе человек. Он хотел бы стать менее чувствительным и научиться раскладывать события по важности, чего до сих пор не научился делать.

Он переживает одновременно обо всем, и это, в достаточной мере, тяжело. Но, возможно, именно это внимание и неравнодушие ко всему и есть то, что делает Гришковца Гришковцом?

Читайте также