Елена Воробей: Что будет дальше? Эпатаж и хайп покроются нафталином, а классный юмор останется

Актриса рассуждает о том, почему хайп и эпатаж - двигатель современной культуры, и о том, почему стендап покрывается нафталином.

Про пиджаки и эпатаж

Однажды моя дочь сказала: «Мам, я поняла, какие блогеры пользуются популярностью в Instagram. Те, которые эпатируют, хайпятся. Кто-то раздевается догола, кто-то матом кроет. Я специально их контент просмотрела: смысла там нет, то, что они показывают – это же полный идиотизм! Но народу почему-то именно это заходит! Почему?».

И я задумалась. Действительно, хайп «попадает» в аудиторию гораздо проще и быстрее, чем тонкий юмор. Однажды я тоже прозвучала на эстраде как актриса именно за счет эпатажа. Конечно, не так бесконтрольно, как это делают сейчас.

На эстраду, где царил монолог, где люди в строгих костюмах, стоя по стойке «смирно», не шевеля руками и не гримасничая, читали свои произведения, я вывела совсем другие образы. Добавила в свои выступления маскарад. Ряженых. Сейчас я понимаю, что тогда появилась в нужное время в нужном месте и в нужном виде.

Да, это был эпатаж. Но мне было несколько проще, потому что на фоне серых строгих костюмов и галстуков, царивших тогда на эстраде, мне достаточно было совсем немного красок, чтобы выглядеть ярко. Сейчас на современной сцене уже рассказали и показали всё, там нет закрытых тем, артисты все более откровенны и вовсю приближаются уже к теме голой попы. Впрочем, почему приближаются? Многие уже давно перешли за эту грань.

Comedy Club: хайп как бизнес

Движение «Comedy Club» я наблюдаю с самых истоков, с тех дней, когда его только придумали - в Питере, в ночном клубе «Хали гали», выступали там Рома Трахтенберг и Костя Капитан. Первого я хорошо знала, второй вообще был мой однокурсник.
А сейчас уже это настоящая бизнес-империя.

В формате «Петросян-Дубовицкая», появившемся на эстраде гораздо раньше, сильно меньше людей, чем в той армии, которую нашлепала «Камеди» по всей стране. То же самое касается стендапа. Людей, работающих в этом жанре, очень много. Аналитики, которые наблюдают за юмористическим форматом, утверждают, что стендап прошел свой пик популярности и сейчас эта мода идет на спад.

Я не знаю, так ли это. Но одно мне кажется очевидным – ребята, которые основали жанр стендапа, которые приручили к нему российского зрителя, они уже тоже возрастные ребята, они тоже, прежде чем сказать что-то резкое или смелое, сто раз думают. У них семьи, дети в школах учатся, они статус обрели, стали успешными бизнесменами.

Они уже не столь смелы. И для молодежи, которая наступает им на пятки, они хоть и гуру, но попахивают нафталином. Надо искать что-то новое.

А теперь поговорим…

Я вчера сама себе задавала вопрос: «А что дальше? Чем теперь артист сможет удивить зрителя? В какую сторону ему развиваться?». Скорее всего, ничего нового не будет изобретено, потому что все уже придумали.

А знаете, что будет? К чему мы вернёмся? К его величеству слову. К монологу. К тому, что артисту, чтобы стать востребованным, надо будет снова учиться играть на тонких струнах души, на красоте слова, на остроумии. Это сложнее, чем хайп.

Читайте также