Андрей Ростоцкий: что погубило самого осторожного каскадера российского кино

В пасхальный день 2002 года в больницу города Хоста, что находится недалеко от Сочи, на машине скорой помощи был доставлен пациент. Его немедленно подняли в операционную, но, к сожалению, спасти не сумели. Это был режиссер, актер и каскадер Андрей Ростоцкий.

Галантному и обходительному, романтику Андрею ничто не мешало оставаться жестким прагматиком в вопросах проработки и безопасности трюков. Здесь он превращался в педанта, просчитывающего все до малейших нюансов. Быть может, поэтому у него никогда и ничего не случалось на площадке. Тем более странными выглядят события 5 мая 2002 года, когда Андрей вдруг сорвался со скалы водопада «Девичьи слезы».

Вырваться из тени отца

Расти в семье кинорежиссера и при этом самому быть творческим человеком – то еще испытание. А Андрею выпало испытание быть сыном одного из самых маститых мэтров кино. Имя Станислава Ростоцкого гремело после того, как он создал, как сейчас сказали бы, культовые фильмы «Доживем до понедельника», «А зори здесь тихие», «Белый Бим Черное ухо».

На фоне отцовского авторитета попытки выдвинуться в отдельную творческую узнаваемую единицу превращались в нечто героическое. Андрею приходилось быть лучшим в своем деле, если он хотел быть замеченным. Он таким и был.

Когда-то на глазах Андрея чуть не погиб его отец. На съемках фильма режиссер решил показать, как именно должен вести себя актер в кадре. Станислав Иосифович вскочил на коня, лихо проскакал по нужному маршруту и в конце пути вздыбил коня, резко затормозив в нужной точке.

Но конь поскользнулся на корке льда и со всего маху упал на спину, накрыв собой режиссера. Тогда все чуть не закончилось трагически – Ростоцкого-старшего едва успели спасти, но он лишился почки. В тот момент Андрей пообещал, что любые его трюки будут исключительно безопасными.

Как поддержать друзей

Каскадерство было стихией Андрея. Несмотря на то, что под его громкую фамилию продюсеры были готовы выделять деньги даже в самые сложные для российского кинематографа времена, Андрей не особо хотел быть режиссером. Он и брался-то за эту работу только для того, чтобы поддержать коллег-актеров во времена тотальной безработицы.

Боевик «Мужская компания», снятый Андреем в 1992 году стал именно таким проектом поддержки. Фильм получился уникальным. Его рейтинг на престижном кинематографическом интернет-ресурсе Кино-Театр.ру составил 10 из 10. Актеры играют сами себя, да и сам фильм о том, как снимается кино.

Андрей сумел одновременно снять и документальный фильм, и художественный. В одной картине он сочетал и захватывающий сюжет, и рассказ об изнанке съемочного процесса. Выдуманные события и персонажи переплелись с настоящими людьми и их повседневной работой. Фильм получился, но до следующей режиссерской работы, ставшей для него роковой, Ростоцкий шел целых 10 лет.

Не из нашего времени

Андрею нравилось быть актером: той самой творческой силой, на которой держится весь кинематограф. Ему удавались самые разные роли: только Николая II Андрей сыграл в 6-ти разных фильмах! А однажды в этом образе Ростоцкий взял первый приз на скачках, выиграв костюмированный заезд.

Причем, он полностью копировал посадку и манеру поведения императора. Ему удивительно шли персонажи из прошлых веков: Денис Давыдов из «Эскадрона гусар летучих», князь в «Очарованном страннике», граф в «Графине Шереметевой». Все, кто его знал, отмечали, что он и в жизни был будто не из нашего времени.

Плохие приметы

4 мая 2002 года накануне катастрофы, Андрея уговаривали не проводить съемки в пасхальный день. Но он не хотел тратить время на праздники, тем более, что был взят очень неплохой темп. Режиссер и его команда проводили разведку местности для организации натурных съемок.

Скала водопада как нельзя лучше подходила. Андрей взобрался по ней, используя в качестве опоры ножи. Второй каскадер, Всеволод Хабаров, поднялся чуть более безопасным маршрутом: по тропе. Достигнув вершины, друзья баловались: пели с вершины водопада на всю округу «Feelings» Морриса Альберта.

«Плавающие камни»

Решили возвращаться. Сева начал спускаться по той же тропе, по которой пришел. Того, что произошло потом, не видел никто. Только сидевший в машине водитель стал свидетелем последних секунд падения Андрея. Но то, как он сорвался, остается тайной до сих пор.

Друзья обследовали каждый сантиметр злополучной скалы, чтобы найти хоть какую-то подсказку к тому, что же стало причиной смерти Андрея. Единственное, что смогли предположить как причину, так это «плавающие камни».

Разросшийся мох образует собой как бы валуны, которые выглядят как обычный камень, покрытый зеленым ковриком растительности. Но если наступить на такой «камешек», нога проваливается в мягкое. Так что вполне возможно, что виной смерти всегда такого аккуратного в вопросах безопасности актера, стал всего один неосторожный шаг.

Читайте также