Джон Милтон: почему имя средневекового поэта дали Сатане в фильме «Адвокат Дьявола»

9 декабря 410 лет назад родился автор знаменитого до сих пор произведения «Потерянный Рай». В возрасте 44 лет он ослеп и оставшуюся треть своей жизни провел в кромешной тьме. Самые лучшие свои произведения Милтон написал в период, когда он уже ничего не видел

Что же такое разглядел слепой Джон Милтон, что его произведения уже больше четырех веков причислены к классике, пристально изучаются во всех университетах мира, а именем Джона Милтона даже назвали Сатану в культовом фильме «Адвокат Дьявола»?

Милтон – средневековый

Пуританин Джон Милтон никогда не собирался прославлять имени врага человечества. Но получилось, что образ Сатаны, выведенный в «Потерянном Рае» обрел огромную роль на века. Неистовый политик, вынужденно отошедший от дел, Милтон отождествлял себя с непокорным падшим ангелом, рвущимся на свободу. Это отождествление вылилось в яркий и действительно прочувствованный образ противника творца, который именно из-за своей жажды свободы был объявлен Злом. Побежденный Сатана в поэме горд собой и не испытывает раскаяния, строя вместо этого пандемониум, населенный демонами всех мастей и угрожая небу.

Милтон – современный

Точно таким же, не сдающимся, не отходящим от цели в фильме «Адвокат Дьявола» предстает перед нами Джон Милтон, герой Аль Пачино. Его настойчивость в достижении цели, методичность в устранении преград и врагов – это все то, что делает успешным в нашем мире любого человека. В результате, мы узнаем, что харизматичный богач – это сам Сатана. Но до тех пор мы видим просто эксцентричного миллионера, окруженного такими же жадными до власти и денег людьми.

Привязка к действительности – успех произведения

Человеческий мозг неизбежно проводит параллели. Нам дано выбирать, чью сторону мы займем. Но если в фильме «Адвокат Дьявола» зрителю предлагается четкое разделение добра и зла, то в поэме Милтона нежелание Сатаны покоряться Создателю даже вызывает сочувствие и желание понять. Что с того, что Милтон пытался отобразить в поэме кипение политических страстей того времени? Тем, кто не знаком с перипетиями политики Англии того времени, поэма кажется только лишь отображением борьбы Неба и Ада.
В «Адвокате Дьявола» же все наоборот.

Ежедневная работа адвоката Кевина Ломакса в исполнении Киану Ривза нигде не пересекается с божественным или демоническим. Рутина, обыденность, где-то театральность в судебных выступлениях, где-то блеф, как же без этого… И постепенно в сюжет вплетаются нотки, которые, наконец, доносят до зрителя, что все – не то, чем кажется, что так быть не должно, что именно так творится зло прямо у нас под носом. А мы делаем вид, что все в порядке вещей. Герой Аль Пачино наконец предстает в своем истинном обличьи. Его цели озвучены, его соперники устранены, его исполнители загнаны в угол и не могут ничего сделать. Но, как и в средневековой поэме, планы Сатаны ломает сострадание, любовь и жертва – и Сатана ничего с этим не может поделать.

Адам-Ломакс – инструмент в борьбе Добра и Зла

В «Потерянном Рае» Сатана пытается привлечь на свою сторону Адама, действуя через Еву, искушая ее яблоком в образе Змия. Он играет на ее тщеславии, говоря о том, что если уж змея научилась разговаривать, вкусив от древа Познания, то чего же сможет достигнуть она? И Сатана, сыгранный Аль Пачино, тоже в последних кадрах фильма говорит: «Определенно: тщеславие – мой самый любимый из грехов!» Именно тщеславие привело молодого адвоката Кевина Ломакса в лапы к Джону Милтону, дьяволу во плоти владельца юридической корпорации.

По аналогии с библейским Адамом Ломакс плывет по течению, позволяя событиям закрутиться вокруг него в тугой клубок, который придется рубить одним махом уже тогда, когда исправить ничего нельзя.
В поэме Милтона раскаявшемуся Адаму раскрывают будущее, и он уходит на землю, к страданиям и лишениям, но уходит успокоенным. Он знает, какие беды выпадут человечеству и чем все закончится. Он видит и второе пришествие Спасителя на землю, и полное уничтожение Сатаны.

Сколько людей – столько и искушений

В фильме Кевин после того, как ему пришлось принести себя в жертву, вновь оказывается на месте, где все началось. Он помнит, к чему привели его предыдущие шаги и хочет предотвратить трагические события, произошедшие из-за его нерешительности, тщеславия и жажды богатства. На этот раз Ломакс пытается поступить правильно, и это ему удается.

Но Сатана хитер: он только и ждет, пока Кевин оступится. И – дожидается. Адвокат спотыкается на том же грехе тщеславия: если в прошлый раз он стремился к непобедимости, то на сей раз его змеем-искусителем станет журналист, а искушением – медийная слава.
Адаму, Прародителю Джона Милтона не было дано шанса все исправить. Ему пришлось уйти на землю и следовать пророчествам, которые были ему открыты. А вот Ломаксу, адвокату Джона Милтона такой шанс дали, но тут же показали, насколько слаб человек, как легко он подвержен искушению. И показали насколько хитер и неустанен Враг Человечества в своих попытках привести в мир Антихриста.

Читайте также