Немного найдется актеров, готовых и способных на девятом десятке так же отдаваться своей профессии, как это делает Алиса Бруновна. Она не только продолжает играть на сцене Большого драматического театра им. Товстоногова в Санкт-Петербурге, но и снимается в кино.
В начале этого года, например, на экраны вышел фильм «Карп отмороженный». Главную роль — пожилой женщины, которая узнает о том, что неизлечимо больна и решает, чтобы никому не создавать проблем, сама заняться организацией своих похорон — играет Марина Неелова, а в роли ее ближайшей подруги и помощницы в задуманном деле зрители смогли увидеть Алису Фрейндлих.
Немецкие корни и Алиса вместо Наташи
Предки Бруно Фрейндлиха, отца актрисы, приехали из Германии в Россию во времена правления Екатерины Второй. Это была настоящая династия — Фрейндлихи славились как искусные стеклодувы. Правда, на дедушке Алисы — Артуре — династия прервалась: слишком слабые легкие не позволили продолжить семейное дело. Артур начал было заниматься изготовлением обуви, но потом скоропостижно скончался.
А уже его сын Бруно стал актером. Он играл в Театре рабочей молодежи, там и познакомился с талантливой девушкой Ксенией, которая потом стала его женой. У пары родилась дочь, и Ксения очень хотела назвать ее Наташей. Возможно, так бы и произошло, но отец малышки возмутился: что это такое — Наталья Бруновна Фрейндлих? Девочке дали имя Алиса — русскую форму немецкого Элиза, Эльза.
Начало сороковых стало грозным временем для семьи. Родственников по отцовской линии — немцев — выслали из Ленинграда, а кого-то и вовсе расстреляли. Ксению Федоровну, ее мать и дочь Алису спасло, вероятно, только то, что к тому времени она уже рассталась с Бруно.
Кусочек хлеба — строго по расписанию
Началась война, маленькая Алиса пошла в первый класс, а вскоре Ленинград попал в кольцо страшной блокады. Актриса вспоминала, что в то голодное время они выжили только благодаря железной дисциплине, которую установила для их семьи бабушка: она выдавала кусочки хлеба строго по часам, невзирая ни на просьбы, ни на слезы. Возможно, с той поры и закалился характер будущей артистки и она на всю жизнь запомнила: дисциплина — великая вещь.
А характер юной Алисе потребовался железный. Немецкое происхождение то и дело заставляло семью отбиваться от нападок «общественности», и, чтобы хоть немного отдохнуть от всего этого, Ксения Федоровна после войны решила переехать в Таллинн, где семья и прожила три года, а затем снова вернулась в Ленинград.
Могла стать оперной певицей
(В роли буфетчицы в фильме «Полосатый рейс», 1961 г.)
В северную столицу вновь приехал и отец Алисы — уже с новой семьей. Молодая жена ревновала Бруно к прошлому и запрещала ему общаться с дочерью от первого брака. Но все же отец и дочь часто виделись — тайком. Профессиональному артисту было ясно: у Алисы есть дарование. Девочка очень хотела стать оперной певицей, но от этого ее отговорил отец: для того, чтобы исполнять оперные партии, нужны мощные легкие и крепкое здоровье, а Алиса, мало того, что была ослаблена за голодные блокадные годы, еще и имела хрупкое телосложение и маленький рост. «Фактура не та», - решил отец и посоветовал Алисе стать театральной актрисой.
И она, окончив школу, поступила в Ленинградский театральный институт им. Островского. После получения диплома Алиса начала играть на сцене Ленинградского драматического театра им. Комиссаржевской. Она сразу влилась в труппу, играла во многих спектаклях и быстро стала примой — на постановки с участием Фрейндлих люди приезжали издалека.
(В фильме «Похождения зубного врача», 1965 г.)
К Рязанову — с третьей попытки
(Алиса Фрейндлих и Василий Лановой в фильме «Анна и Командор», 1974 г.)
А вот с кино роман Алисы Бруновны сложился далеко не сразу. До тридцати лет режиссеры ни в чем серьезном ее не задействовали — давали только небольшие эпизоды. Потом были более-менее заметные появления на экране в картинах «Похождения зубного врача», «12 стульев», «Любить», «Семейное счастье»...
Первая значительная роль пришла только в 1974 году — Алиса Фрейндлих сыграла в фильме «Анна и Командор», а ее партнерами стали легендарные артисты Иннокентий Смоктуновский и Василий Лановой.
И только в 1976 году случился прорыв. Им стала картина Эльдара Рязанова «Служебный роман».
(Кадр из фильма «Служебный роман», 1976 г.)
Надо сказать, совместная работа с Рязановым получилась у Алисы Бруновны только с третьей попытки. Ведь еще раньше Фрейндлих собиралась играть Шурочку Азарову в «Гусарской балладе» - но не прошла пробы, Рязанов счел ее слишком женственной для этой роли. Потом он приглашал ее принять участие в фильме «Зигзаг удачи», но в то время Алиса была беременна дочкой и отказалась. Наконец, третья попытка увенчалась успехом. После выхода на экраны «Служебного романа» Фрейндлих стала по-настоящему знаменитой киноактрисой.
(Кадр из фильма «Д'Артаньян и три мушкетера»)
Конечно, после «Служебного романа» были и другие успешные фильмы и яркие роли — чего стоит только королева Анна в «Трех мушкетерах»! Но для отечественного зрителя Алиса Фрейндлих навсегда осталась «Мымрой» - той самой страшноватого вида начальственной теткой, которая, влюбившись, чудесным образом преображается в прелестную женщину с сияющими глазами. Актриса рассказывала, что никогда она не получала столько писем со всех концов страны, как после «Служебного романа». Ею восхищались, ее благодарили — за то, что она научила женщин быть женственными и не бояться этого.
(Алиса Фрейндлих и Андрей Мягков в фильме «Служебный роман»)
И всем зрительницам без исключения всегда было интересно: а как складывается личная жизнь любимой актрисы? А она не очень-то любила об этом распространяться. Первый студенческий брак быстро распался. Вторым мужем Алисы Бруновны стал Игорь Владимиров — к тому времени она уже была актрисой Театра имени Ленсовета, а он им руководил. Служебный роман, да, разница в возрасте в 16 лет, ревность к успеху жены... От этого брака у Алисы Бруновны родилась единственная дочь Варвара, которая тоже стала актрисой. Распался и третий брак Алисы Фрейндлих, но она ни о чем не жалеет и о каждом из мужей отзывается сегодня тепло и с благодарностью.
А еще она по-прежнему много работает. И здесь ее первая помощница — та самая дисциплина, привитая в детстве бабушкой. Она всегда, каждый день без исключения, живет по раз и навсегда заведенному распорядку, и это помогает сохранить силы и здоровье.