Жанна Болотова: почему одна из первых красавиц советского кино осталась без ролей и без детей

Как одна из самых красивых и загадочных актрис предпочла работе и материнству заботу о муже и доме? О карьере и любви Жанны Болотовой teleprogramma.pro рассказывает в 77-й день рождения актрисы.

«Жанка, ты пройдешь всегда»

Девушка с характером — именно так говорили о Жанне и в реальной жизни, и на экране. Она сразу и надолго запомнилась советскому зрителю благодаря роли храброй Гали Волынской в ленте «Дом, в котором я живу». Запомнилась не только как «лицо послевоенного поколения», но и как хрупкая девушка с удивительными синими глазами. «У вас аристократические корни?» — спрашивали Болотову, указывая на утонченность и красоту ее образов. Актриса лишь смеялась, рассказывая про свою семью: прадед был крестьянином в Орловской губернии, папа родом с Алтая, сама она — сибирячка, переехавшая в Москву вместе с семьей ради карьеры отца-дипломата.

В школьные годы случилось первое чудо в жизни Болотовой — она дебютировала в кино. На площадку попала почти случайно: пробегала на улице мимо толпы людей, желающих сыграть партизан в «Тихом Доне» Герасимова. Но ассистент режиссера, увидев 15-летнюю девушку, тут же предложил ей другую роль — в принесшем славу фильме «Дом, в котором я живу». Во ВГИК (что Жанна Андреевна называет вторым чудом в жизни) будущая артистка поступала уже известной на весь СССР.

Во время отбора на первый тур кто-то написал на листочке с фамилиями абитуриентов: «Жанка, ты пройдешь всегда!»

И она, конечно, прошла — на курс Сергея Герасимова и Тамары Макаровой. Вместе с ней в вузе учились Лужина, Светличная, Польских, Кустинская и другие признанные красавицы. Рядом с ними Болотова все же выделялась — не только внешними данными, но и характером. Студентка не боялась с спорить даже со своими педагогами, из-за чего однажды едва не бросила учебу: после творческого спора из-за нового спектакля Герасимов так сильно накричал на ученицу, что та убежала домой и пообещала себе больше никогда не возвращаться в стены ВГИКа. Успокоить «девушку с характером» смогли только сама Макарова и однокурсник Коля Губенко, ставший позднее ее супругом.

Третье чудо в жизни

Счастливую семейную жизнь с мужем Николаем Жанна называет третьим чудом в своем жизни — пара вместе уже более 50 лет. Но до свадьбы с режиссером в жизни Болотовой было немало поклонников (среди них — Булат Окуджава, посвятивший своей музе «По Смоленской дороге», «Маленькая женщина» и другие песни) и ранний брак. Роман Жанны и Николая случился еще на первых курсах — и вскоре прервался после серьезной размолвки. Тогда-то артистка и не устояла перед ухаживаниями художника-постановщика Николая Двигубского, переехавшего с семьей из Парижа. «Заморский» красавец смог обратить на себя внимание юной звезды кино на студенческой вечеринке в доме Андрея Кончаловского. Несколько часов — и Жанна танцует вместе с Николаем. Несколько дней — и он признается в любви. Несколько месяцев — и влюбленные становятся супругами. Правда, ненадолго: их брак не продержался и года. Виновником того называют другого Николая, Губенко: даже проживая под одной крышей с другими женщинами, режиссер не мог забыть о дорогой Жанне и порой приходил под окна возлюбленной.

Добился, вернул. Как позднее рассказывала актриса, по-настоящему она всегда любила лишь своего нынешнего спутника. А союз с Двигубским оказался то ли короткой вспышкой, то ли спасением от страха. «Коля Двигубский был чудесный, но очень избалованный. Я тогда вышла замуж без любви — и это моя большая драма. Просто страшно боялась, что останусь старой девой».

Главная героиня

«Люди и звери» — вторая работа Жанны, появившаяся в ее фильмографии благодаря мастеру курса, как позднее «Журналист» и «Любить человека». Дальше — ««24-25» не возвращается» и «Молчание доктора Ивенса», принесшие артистке награды международных фестивалей за лучшие женские роли. Были еще «Крылья», «Судьба резидента», «Бегство мистера Мак-Кинли» и многие-многие другие любимые зрителем работы. Но свои лучшие роли артистка исполнила в фильмах супруга, став Татьяной Родионовой в «Если хочешь быть счастливым», учительницей биологии Аллой Константиновной в «Подранках», Варварой Волошиной в «И жизнь, и слезы, и любовь». Губенко с любовью называл жену своей артисткой и главной героиней, хотя совместная работа давалась супругам не всегда просто.

«У нас с мужем на все одинаковые взгляды. Ссоримся исключительно по делу, когда начинается монтаж фильма или работа над спектаклем. Ночью не спим оба, потому что Коля понимает, что я что-то недоговорила, и я не могу уснуть, потому что не могу молчать. Но когда начинаю говорить, он в ответ так кричит, что соседи думают, наверное, что кого-то убивают. В конце концов, не договорившись, мы, оба злые, расходимся по комнатам», — рассказывала Жанна Андреевна. Утром, конечно, споры прекращались — до новой совместной работы.

В 1988-м выходит последняя советская картина Губенко и Болтовой — «Запретная зона». После 47-летняя артистка исчезает с экрана к удивлению поклонников и коллег. 47 лет, масса предложений, еще сниматься и сниматься — почему же Болотова так делает? На то есть несколько причин.

Оставила кино в СССР

Во-первых, семейные трудности: умирает отец, тяжело болеет мать, к которой женщина питала особую, даже «ненормальную» любовь. Дни напролет Болотова проводит рядом с родительницей — не до ролей. Времени хватает ровно на то, чтобы позаботиться о муже, вечно пропадающем на работе. «Он же совершенно сумасшедший работник. Когда он был министром культуры СССР, его рабочий день начинался в 8 утра, — вспоминает актриса, с нежностью продолжая говорить о домашних делах. — Разве я могу бросить мальчика своего?»

Главная причина, впрочем, крылась в другом. Не было уже Советского Союза, в котором супруги стали так счастливы, не было советской актерской школы — единственно верной и допустимой для артистов. На смену привычному пришли новые устои, дешевые сюжеты, роли бабушек в странных сериалах — все, что звезда советского экрана не хотела и видеть. Исключение Жанна сделала лишь единожды для Алексея Балабанова, снявшись в его «Жмурках», — слишком любила режиссера за честность, талант и гениальный фильм «Брат». А после 2005-го — вновь отказ от съемок, затворнический образ жизни и редкие интервью.

«Что-то во мне сломалось. Пару раз мне предложили какие-то жуткие сценарии, я отказалась. И Коля тоже... Я изменилась. Подтяжки делать не хочу. Тех героинь, которых можно играть с моей нынешней внешностью, мне воплощать на экране неинтересно. Я не могу смотреть то, что сейчас снимают. У нас с Колей другая школа... Играть бабушек не хочется. Пусть лучше у зрителей в памяти навсегда останется образ утонченной юной красавицы из советских фильмов», — объясняла свой выбор Болотова.

Без ролей и без детей

Забыв об актерском успехе, Жанна Андреевна стала домохозяйкой. Полгода они с мужем живут в московской квартире, полгода — на даче. Болотова готовит, убирает дом, ухаживает за цветами, печет потрясающие пироги — словом, делает все, чтобы любимому мужу хотелось скорее вернуться домой. И не представляет свою жизнь без книг, проводя за интересным изданием часы напролет. А вечером домой возвращается Николай Николаевич, и супруги, словно влюбленные, садятся в обнимку перед телевизором и, негромко возмущаясь, обсуждают происходящее.

Казалось бы, для полной семейной идиллий не хватает только детей. Но от роли родителей актерская чета отказалась почти сознательно. Жанна понимала, что для нее нет ничего важнее кино и любимого Коли. А глядя на коллег, которые едва совмещали карьеру и воспитание наследников, еще больше убеждалась в своей правоте: не всем дано быть хорошей матерью. Такой, как была ее мама. Супруг артистку лишь поддерживал: кто знает, как бы изменилась жизнь с рождением ребенка — а ведь им так прекрасно наедине друг с другом:

«У нас такая счастливая долгая жизнь — одна на двоих».

По материалам: kp.ru, mk.ru, telesem.ruaif.ru

Читайте также