Наталья Гундарева отказалась сниматься в «Сладкой женщине»: почему актриса считала, что не достойна главной роли

Один из любимейших советских фильмов мог выйти в совершенно ином варианте и с другими актерами.

Наталью Гундареву часто называли «самой народной» артисткой, ее любили, потому что она казалась такой же простой, как тысячи поварих, фабричных работниц, матерей. Простой — но при этом очень привлекательной. Первая главная роль Натальи Гундаревой, давшая старт всем ее остальным звездным ролям, — Анна Доброхотова в фильме «Сладкая женщина». А ведь этого фильма могло и не быть — во всяком случае, в том виде, который нам известен. Гундарева упорно отказывалась играть, утверждая, что совершенно не годится для главных ролей.

Шукшин в юбке

Сценарий фильма «Сладкая женщина» был написан по повести Ирины Велембовской. Эта писательница была очень популярна в 60-х годах, она рассказывала о женских судьбах, ее книги отличались тонким психологизмом. До сих пор очень популярны фильмы по ее сценариям, например «Женщины» и «Молодая жена».

Героини Велембовской были разными по характеру. Как правило, это были женщины, что называется, «из народа». Некоторые критики называли писательницу «Шукшиным в юбке». Вот и «Сладкая женщина» была написана об очередной провинциальной «покорительнице» Москвы.

Вместо Янковского мог быть Высоцкий

Велембовская была очень воодушевлена, когда узнала, что «Сладкую женщину» собираются ставить на «Ленфильме» и что главную мужскую роль должен исполнять Владимир Высоцкий. Правда, потом выяснилось, что играть все-таки будет Олег Янковский:

Высоцкий был очень занят в театре и одновременно снимался в картине Александра Митты «Сказ о том, как царь Петр арапа женил». Однако режиссер Владимир Фетин уговорил артиста сделать пробы, и они оказались на редкость удачными, так что уже никто не сомневался: Тихона будет играть Высоцкий.

Его даже «отпросили» на время съемок из Театра на Таганке, составив специальное письмо к руководству. Но артист в последний момент отказался. Так Тихоном стал Олег Янковский.

Вместо Гундаревой могла быть Чурсина

Первоначальный замысел режиссера был связан с Людмилой Чурсиной — супругой Фетина. Но она сама уговорила его взять на роль Анны Наталью Гундареву. Фетин, посомневавшись, предложил Наталье — и она пришла в ужас: «Везде нужны молодые красивые актрисы на роль героини, а из меня какая героиня?».

Учитывая, что к тому времени 28-летняя Гундарева снималась только во второстепенных ролях, отказ от такого шанса выглядел, по меньшей мере, странно, но она действительно не была уверена в себе. Ей представлялось, что ее «полная, рыхлая» фактура — прямой путь к комедийным ролям, но никак не к главным. К тому же по сценарию ей нужно было играть и юную девушку, и зрелую женщину, мать взрослого сына.

Фетин и сам не был уверен, что у актрисы получится сыграть самоуверенную меркантильную мещанку, вызывающую у зрителя не отторжение, а симпатию и сочувствие. Однако ему удалось уговорить Гундареву приехать на пробы.

Это было похоже на чудо — в кадре актриса совершенно преображалась, выглядела милой и грациозной, играла легко и уверенно, притягивая к себе восхищенные взгляды окружающих. Ее сразу утвердили.

И Гундарева, придя в восторг, с головой окунулась в работу. Она искала черточки своей героини во всех знакомых и незнакомых женщинах, «лепила» образ, добавляя к нему все новые черты, работала над интонацией, взглядом, смехом, походкой...

Первая главная роль требовала особой ответственности. Ей хотелось, чтобы в ее Анне зритель увидел не просто сытую эгоистичную мещанку, а одинокую женщину, которая пытается спрятаться за свои ковры и хрустальные люстры от обычного страха.

Актриса тщательно продумывала гардероб простой работницы, «дослужившейся» до определенных полномочий и гордящейся этим: она так и видела свою Анну в зеленом кримпленовом платье и шубке из искусственного меха, в туфлях с немного стоптанными каблуками. Все эти детали должны были подчеркнуть характер героини, сделать ее похожей на сотни и тысячи таких женщин, знакомых каждому в жизни.

И у Гундаревой получилось — ее героиня, несмотря на грубость и прямолинейность, вызывает некоторую жалость, понимание и сочувствие.

Такая самоотверженная работа, помноженная на талант, не могла остаться незамеченной. «Сладкая женщина» стала лидером проката в 1977 году. Фильм закупили многие страны, а Наталья Гундарева стала лучшей актрисой года по версии журнала «Советский экран».

Ее наконец-то оценили режиссеры и начали приглашать на главные роли, благодаря чему Наталья Гундарева радовала зрителей своими яркими работами в кино.

Читайте также