Збарская, Михалкова и другие: в каких «ежовых рукавицах» держали советских манекенщиц

Они не были «богинями», как современные топ-модели, и находились под пристальным наблюдением КГБ. Действительно ли жизнь моделей в СССР была такой, как в сериале «Красная королева?

На Первом канале заканчивается повторный показ нашумевшего сериала «Красная королева», в основу которого легла биография знаменитой манекенщицы Регины Збарской (героиня сериала носит фамилию Барская). Впрочем, профессии манекенщица или модель в советские времена не существовало – в трудовых книжках девушек значилась запись «демонстратор одежды».

Дом моделей на Кузнецком

В 1944 году на Кузнецком мосту открылся Общесоюзный дом моделей одежды, ставший одновременно, и «лицом» отечественной моды, и кузницей кадров. Там работали лучшие модельеры, среди которых были Вера Аралова, Александр Игманд, Вячеслав Зайцев, проводились показы (по несколько в день), продавались готовые выкройки, создавались коллекции одежды для швейных фабрик. Там же одевалась элита, как творческая, так и политическая.

Игманд обшивал Леонида Брежнева, на Кузнецком шила свои элегантные костюмы министр культуры Екатерина Фурцева. По фигуре одной из самых красивых советских манекенщиц, Валентины Яшиной, шили наряды для Валентины Терешковой.

Иностранцы называли Дом моделей одной из главных достопримечательностей столицы, вход на показ в 50-х стоил 5 рублей – солидная для советского человека, но совершенно смешная для иностранного гостя сумма. Что интересно – имена творцов моды оставались неизвестны, все шедевры выходили под маркой «авторского коллектива» Дома моделей. Имен манекенщиц широкая публика также не знала.

Зарплата и гонорары

В сериале «Красная королева» Регина Барская и некоторые ее коллеги щеголяют в шикарных нарядах – явно с подиума. Однако традиция дарить манекенщицам наряды после дефиле или съемок появилась намного позже. Во время показов за границей девушкам тоже строго запрещалось брать подарки, если отказаться было нельзя, презенты сдавали куратору группы. Максимум, что могли оставить себе манекенщицы, - косметику. А на то, чтобы купить дизайнерскую вещь, зарплаты демонстратора одежды просто бы не хватило.

Их труд считался неквалифицированным, длинноногие красавицы приравнивались к разнорабочим самого низшего разряда и получали одну из самых низких в стране зарплат – около 70 рублей, 90 рублей были потолком. Однако за съемки в модном журнале можно было получить до ста рублей, конкурировали девушки между собой страшно. Как правило, удача улыбалась не столько самым фотогеничным, сколько самым некапризным.

Иностранцы для съемок чаще всего отбирали традиционные русские типажи, белокурые красавицы вроде главной конкурентки Збарской - Милы Романовской или белокурой Галины Миловской, «русской Твигги», были у них гораздо востребованней. Впрочем, Збарская все равно была звездой, не случайно иностранные журналисты, плененные ее красотой, называли девушку «самым красивым оружием Кремля».

Быть манекенщицей стыдно…

В семье режиссера Никиты Михалкова тема модельного прошлого его супруги Татьяны долгие годы была табу. Работать в Доме моделей на Кузнецком мосту та начала случайно – имея диплом Института иностранных языков им. Мориса Тореза она собиралась устроиться на работу по специальности, преподавателем английского. Но ей отказали. «Я носила очень короткие юбки, и потенциальное руководство посчитало, что их сотрудница не может так выглядеть», - вспоминала впоследствии супруга Михалкова. Идя домой в расстроенных чувствах, она увидела объявление о наборе манекенщиц – и решила, что ей уже терять нечего.

На подиуме девушка освоилась быстро, Татьяну Михалкову даже приглашали работать в итальянское агентство, но замужество быстро поставило точку на карьере манекенщицы. Супруг хотел, чтобы она занималась домом и детьми. К тому же иметь жену-манекенщицу «серьезному человеку» было не комильфо, знакомым он говорил, что Татьяна учительница.

Облико морале

«Век» манекенщиц в СССР годы был достаточно длинным, были востребованы как юные девушки, так и 60-70 летние дамы. Например, Валентина Яшина, проработавшая на Кузнецком мосту более полувека, выходила на подиум до 60 с лишним лет. Находилась работа и для «пышек», были даже модели 56-го размера.

В народе манекенщиц не жаловали. Повышенный интерес к моде и красивым нарядам в глазах обывателей граничил с распущенностью. Демонстраторов одежды пренебрежительно называли «вешалками» и «манекенками», когда они появлялись на улицах – в броских нарядах (точно как в сериале), на каблуках, с макияжем посреди дня, женщины презрительно фыркали. Ну а мужчины проявляли интерес. Иногда он мог серьезно повредить карьере.

Так одна из самых известных манекенщиц советской эпохи, Лека (Леокадия) Миронова много лет спустя рассказывала, как на полтора года осталась без работы после того, как отказала одному высокопоставленному чиновнику и не захотела участвовать в фотосессии в стиле «ню». «Готовили что-то вроде «Плейбоя» для работников ЦК КПСС», - вспоминала Миронова.

За «облико морале» и жизнью вне работы пристально следили, контролировали, куда ходят, с кем общаются. Татьяна Михалкова рассказывала, как однажды ей выговаривали за поход в ресторан с будущим мужем. Особенно тщательно манекенщиц контролировали во время поездок за границу, куда пускали далеко не всех. Невыездной девушку могли сделать плохая биография, как это произошло с Лекой Мироновой, предки которой были из дворян, или «заклятые подруги», анонимки на более успешных коллег были большом ходу.

В зарубежных поездках у манекенщиц отбирали паспорта, выходить на улицу в одиночку им не разрешалось, а вечером начинался комендантский час: ответственные лица проверяли, на месте ли их подопечные, номера запирались на ключ – снаружи. Но, рассказывают, манекенщицы все равно умудрялись сбегать через окна и отправлялись гулять.

КГБ и Регина Збарская

В кулуарах говорили, что каждую манекенщицу брало на заметку КГБ, а девушек, чья карьера складывалась особенно удачно или которые слишком часто выезжали за границу, в Доме моделей считали сексотами. Больше всех «доставалось» Регине Збарской. Темные пятна в биографии девушки, свободно говорившей на трех иностранных языках, многим казались подозрительными. Некоторые считали, что ее изначально готовили к работе на КГБ и в Доме моделей красавица была засланным казачком. Она летала за границу, на съемки или на выставки, одна – одно это уже было немыслимым.

В «Красной королеве» Регину Барскую спасает из щекотливой ситуации и избавляет от интимной связи с интересующим КГБ иностранцем влюбленный поклонник. Но как все было в жизни реальной Регины? Ходили слухи, что красавица и ее муж, художник Лев Збарский, специально устраивали дома «приемы» для творческих людей, а потом доносили на диссидентов.

По слухам, у Збарской были любовные связи как с членами ЦК, так и с гостями-иностранцами, которые интересовали КГБ. Мол, именно этим объясняется то, что ей позволялось намного больше, чем остальным. Впрочем, сегодня все равно невозможно подтвердить это или опровергнуть: документы, которые могли бы пролить свет на отношения первых красавиц СССР и всесильного комитета, или уничтожены, или до сих пор засекречены.

Читайте также