Звездные истории

Тайна Алисы Фрейндлих: как ее героиня из «Служебного романа» изменила страну

Тайна Алисы Фрейндлих: как ее героиня из «Служебного романа» изменила страну Кадр из фильма «Служебный роман»
Фильму Эльдара Рязанова «Служебный роман» уже минуло 40 лет, а он до сих пор остается любимым, его с удовольствием пересматривают и те, кому «за...», и молодые зрители.

Началось все с пьесы под названием «Сослуживцы», которую Эльдар Рязанов написал вместе с Эмилем Брагинским. Пьесу множество раз ставили в театрах, и однажды Рязанов увидел крайне неудачную постановку. Недовольство подтолкнуло его к созданию фильма — уж там-то он развернется, сделает все именно так, как должно быть!

Только Алиса Фрейндлих!

По этой же причине Рязанов заранее составил список актеров, которых мечтал видеть в своей картине, и первым номером стала Алиса Фрейндлих. Режиссеру хотелось не только сделать хороший фильм с талантливой актрисой — он чувствовал некоторую вину перед Алисой Бруновной, которую уже несколько раз к тому времени собирался снять, да так и не снял — ни в «Гусарской балладе», ни в «Иронии судьбы».

Фрейндлих согласилась, и слава Богу, потому что никого другого Рязанов в роли Калугиной снимать бы не стал, а значит, фильма попросту бы не было. Надо сказать, работа в фильме «Служебный роман» стоила Алисе Бруновне немалых сил и здоровья — ей приходилось буквально жить в поездах «Москва-Ленинград», потому что она была плотно занята в питерском Театре Ленсовета.

И уж совсем низкий поклон актрисе за то, что она позволила на съемках так себя изуродовать — ведь получилась настоящая Мымра, в жутком костюме, с непонятной прической, без макияжа, грубая и ни капли не женственная! Тем ярче был контраст с образом, который мы увидели во второй части фильма, когда влюбленная «Мымра» преобразилась и расцвела.

Как Мымра превращалась в Принцессу

Кадр из фильма «Служебный роман»
Кадр из фильма «Служебный роман»

По сути, Мымра — Калугина — это та же Золушка, только не юная, а взрослая. Она так же много трудится, забывая о себе, и так же в глубине души мечтает о Принце. Только вот Золушка еще ничего не знает о жизни. А у Калугиной за плечами — предательство любимого человека и подруги. И если Золушка надеется на чудо, то Мымра давно уже перестала надеяться.

Тем интереснее следить за ее превращением из безликой, грубоватой трудоголички в прелестную женственную принцессу. Именно этот контраст, в первую очередь, заинтересовал актрису: Фрейндлих решила, что работа должна получиться очень интересной.

Надо сказать, что для съемок Алисе Бруновне пришлось проделать обратный путь — то есть превратиться из элегантной эффектной женщины в невзрачную серую чиновницу. Это было очень трудно! Для начала следовало подобрать самый кошмарный костюм, который только можно было отыскать на «Мосфильме». Этим Фрейндлих занималась лично.

Страшные очки в толстой оправе были позаимствованы у оператора, который все равно их не носил. Попадание получилось стопроцентным: поношенный старомодный коричневый костюм плюс грубые очки сделали образ узнаваемым и запоминающимся.

То же самое происходило и с походкой. Изящной Алисе Бруновне пришлось долго наблюдать за чиновницами всех мастей, чтобы «подсмотреть» подходящий типаж и скопировать — после долгих тренировок! — походку, максимально далекую от женственности. Помните — «Идет, будто сваи вколачивает»?

А вот над платьем, в котором появляется Калугина уже после своего преображения, пришлось поработать талантливым модельерам. В Доме моделей отыскали симпатичную ткань — полушерстяную «шотландку». Покрой почти полностью повторяет платья американских послевоенных актрис: затянутая поясом стройная талия, пышная летящая юбка. Алиса Фрейндлих действительно выглядела в этом платье потрясающе.

Состоятельная чиновница

Кадр из фильма «Служебный роман»
Кадр из фильма «Служебный роман»

Нужно было показать в фильме, что Калугина — начальница довольно высокого ранга — живет в материальном достатке и может многое себе позволить.

Рязанов «поселил» свою героиню в престижный дом в центре Москвы, усадил ее в личный автомобиль… Да и другие мелочи подтверждают высокий ранг Калугиной: например, дорогая и дефицитная в те времена хрустальная люстра, с которой она стирает пыль, или музыкальная аппаратура, которой могли похвастаться далеко не все жители страны.

Кадр из фильма «Служебный роман»
Кадр из фильма «Служебный роман»

Но, несмотря на материальное благополучие и высокое положение, Людмила Прокофьевна, влюбившись в своего подчиненного, чувствует себя ужасно неуверенно. Весь диалог в квартире Калугиной построен на импровизации Андрея Мягкова и Алисы Фрейндлих. «У меня к вам предложение. — Рационализаторское?», «Красное. Или белое? — Или белое. Но можно красное».

Как советские начальницы похорошели после «Служебного романа»

Кадр из фильма «Служебный роман»
Кадр из фильма «Служебный роман»

Увидев на экране гротескный образ типичной советской чиновницы, многие представительницы этого сословия пришли в ужас, узнав в Мымре себя. Впоследствии они писали восторженные письма на киностудию, благодаря создателей картины за наглядное руководство — как изменить свой имидж, как превратиться из мужиковатой непривлекательной стервы в хорошенькую женщину.

По коридорам ведомств и министерств стали ходить элегантно одетые, красиво причесанные, ухоженные чиновницы. Уж очень им не хотелось, чтобы подчиненные втихомолку сравнивали их с героиней популярного кинофильма. Из «синих чулков», думающих только о работе, многие руководящие роботы превратились в настоящих женщин. Вот так Эльдару Рязанову, Алисе Фрейндлих и другим создателям «Служебного романа» удалось перевоспитать советских чиновниц, научить их быть модными и красивыми.


Интересно? Поделись с друзьями:
Хочешь обсудить? Пиши!
Загрузка...
Flipboard
Сейчас ты
читаешь:
Тайна Алисы Фрейндлих: как ее героиня из «Служебного романа» изменила страну
Интересно?
Поделись с друзьями: