Звездные истории

Где и как наряжались советские актрисы во время дефицита

Где и как наряжались советские актрисы во время дефицита Светлана Светличная и Лариса Лужина. Фото: Globallook
Как советские актрисы умудрялись даже во время тотального дефицита выглядеть на миллион? Чьему стилю подражали и где находили платья для заграничных фестивалей? В материале Teleprogramma.pro - воспоминания Светланы Светличной, Людмилы Гурченко и других актрис о моде в непростое советское время.

Лариса Лужина

После неудачной попытки поступить в театральной институт и работы на фармацевтической и кондитерской фабриках Лариса оказалась в таллинском Доме моделей — высокая хрупкая девушка без труда прошла просмотр. Манекенщица демонстрировала вечерние платья, но о покупке таких могла только мечтать — денег не было. Опыт работы на подиуме пригодился Лужиной позднее, когда она все же стала актрисой: именно из таллинского Дома моделей девушке присылали наряды для поездки в Канны со съемочной группой фильма «На семи ветрах». Там, на фестивале, актриса получила в подарок от жены французского модельера голубое кружевное платье — достойное самой Мэрилин Монро, как писали местные газеты.

В студенческие годы недостатка в одежде Лужина не ощущала. Одежду нередко покупали у студентов-иностранцев, живущих по соседству в общежитии, или брали вещи у коллег, уже бывавших за границей, — платья, палантины, туфли. А благодаря знакомству с Кларой Лучко Лариса получила возможность одеваться  в знаменитой двухсотой секции ГУМа:

 «Там отоваривались жены партийных работников, но и некоторым актрисам по знакомству удавалось туда пробиться. У Лучко такие знакомства как раз были. И она меня повела. Это было очень ценно: после возвращения в Советский Союз я все не могла привыкнуть к тому, что одеваться стало негде. А в двухсотой секции все имелось: импортные сапоги, шубы, пальто, костюмы».

Светлана Светличная

Любовь к красивой одежде передалась Светлане от мамы: Мария Федоровна была неисправимой модницей, копировала стиль Любови Орловой и старалась наряжать дочь как куколку. В подростковом возрасте у Светличной появились свои ориентиры в мире моды: девушка смотрела в кинотеатрах зарубежные фильмы, а потом бежала домой —  рисовать запомнившиеся наряды, чтобы после показать эскизы портнихе. Так появилось выпускное платье Светланы — белое, слегка расклешенное книзу, с зеленой окантовкой и рукавами-фонариками — образ, в котором школьница увидела на экране французскую певицу.

Повзрослев, Светличная по-прежнему поглядывала на стиль заграничных модниц, но уже в реальной жизни. Во время гастролей в Париже в 60-х девушка заметила, что все француженки ходят в мини — и тут же отрезала подол у своего платья. Правда, мама внешний вид дочери не оценила, потребовав немедленно снять и никогда не надевать «эту гадость», но актриса все равно продолжила носить яркое и короткое.

Свадебный наряд, бирюзовую юбку и пиджак, сшила для Светланы мама мужа, Владимира Ивашова, — подвенечное белое студенты не смогли себе позволить. Впоследствии наряды Светличная все чаще шила сама, выискивая в комиссионных магазинах привозные отрезы. И до сих пор актриса не забывает о своем таланте: «Могу купить понравившуюся вещь и, если в ней есть что-то лишнее, обязательно ее переделаю. Да так, что все будут завидовать и никто не догадается, что она недорогая. Нужно уметь носить вещи!»

Алла Будницкая

Родители Аллы развелись, когда девочка училась в 9 классе. Мать Будницкой взялась за шитье, чтобы заработать на жизнь, и вскоре стала одной из лучших портних Москвы, наряжая Аллу Пугачеву, сестер Вертинских и, конечно, свою дочь.

«Благодаря маме в молодости я одевалась лучше всех, — вспоминает актриса. — Мой дядя присылал из Парижа журнал «ELLE», и мама шила мне и всем моим подружкам такие же наряды, какие носили француженки».

Позднее и самой Алле пришлось взяться за рукоделие — также ради денег. Женщина покупала шерсть во Франции и, вдохновляясь  моделями зарубежных марок, вязала собственные уникальные вещи, которые продавались в парижских и нью-йоркских бутиках. Однажды умение шить даже выручило артистку на отдыхе. Во время отпуска в Калининграде Будницкая потратила последние деньги на дефицитную материю — на обратный билет уже не хватало. Тогда Алла сшила хозяйке, у которой снимала квартиру, красивое платье и на вырученные деньги смогла вернуться домой.

Одно из любимых платьев — бордово-коричневое из шелкового крепа, со складками и объемным поясом — Алла Зиновьевна подарила для выставки историку моды Александру Васильеву. Наряд, как вспоминает актриса, сшила тетя — его Будницкая надевала только по самым торжественным поводам: на Новый год и для похода в Дом кино.

Наталья Аринбасарова

«Я очень любила в детстве рисовать. Рисовала женскую фигурку, потом к ней наряды. Однако продолжать не думала», — вспоминает Наталья Утевлевна. И все же Аринбасарова, став актрисой, не раз занималась своими нарядами — для экранных образов: то попросит платье для ленты «Джамиля» разрисовать маленьким цветочками, то потребует сапоги на каблучке вместо обуви на плоской подошве, то предложить сшить наряд из легкого парашютного шелка, красиво развивающегося в кадре. Прислушивались к словам актрисы не только костюмеры, но и режиссеры — например, Сергей Герасимов во время работы над фильмом «У озера»:

«… И я набралась храбрости и пошла в номер к Сергею Аполлинариевичу, а у них там пятиминутка, я говорю: «Сергей Аполлинариевич!» — «О, Наталья, заходи!» — «Вот я хотела… Мне не нравится… Я похожа на тумбочку в этом платье накрахмаленном. А можно сшить дубль-платье, но из тоненького шелка, чтобы оно хоть как-то в танце играло…». Ассистентка говорит: «А кто это будет вам шить?», а Сергей Аполлинариевич как закричал: «Молчать! Когда актер предлагает, вы должны быть благодарны! Пошли, Наталья!». Мы с ним пошли вдвоем в универмаг— искать шелк на дубль-платье, но конечно, не нашли. В городе Байкальске не было белого шелка. Поэтому платье первое так и осталось».

Как и других актрис, Наталью во время дефицита спасали комиссионки — именно в них Аринбасарова искала наряд для Венецианского кинофестиваля.  В оном из магазинов женщина купила отрез серебристой парчи с рисунком-инеем, из которого сшили первое в ее жизни платье в пол. Материю для второго наряда — черный лионский бархат — подарила актрисе свекровь Наталья Кончаловская. Она же одолжила и драгоценности: бриллиантовую звезду, жемчужные серьги, брошь с изумрудами, сапфирами и рубинами. «На мне все хорошо сидело, и газеты писали, что советская актриса очень элегантно одета», — вспоминает Наталья Утевлевна.

Людмила Гурченко

Образы Людмилы Марковны нередко сравнивали с западными дивами — все потому, что практически каждый наряд актриса дорабатывала своими руками, руководствуясь девизом «Дефицит рождает фантазию». Могла купить два подростковых платья в «Детском мире» и сделать из них одно — такое, что коллеги гадали, «Кавалли» это или «Гуччи». Даже в самые бедные студенческие времена Гурченко находила несколько рублей на ситец, копеечные ленты для отделки и придумывала наряды — окружающим оставалась только завидовать. А когда работы и денег не было совсем, актриса по нескольку раз перекраивала давно забытые платья.

«Купишь в комиссионном идиотское платье большого размера, — писала в своей книге актриса. – Сидишь, крутишь, вертишь, выходишь – все ахают! Где купила? Да так, говорю, случайно досталось, заморское… И все верили. А потом, через время – хвать от него рукава, а вместо складок юбку «дудочкой». И идешь как японская гейша, тюк-тюк-тюк каблучками. Фурор! А одно платье перешивала рекордное количество раз. Уж больно материал был занятный».

«Не щадила» женщина и наряды от кутюрье: костюм от Кристиана Диора  дополняла самодельной брошкой, к платью Кавалли пришивала банты, а одежду от Валентина Юдашкина могла переделать так, что свое творение не узнавал сам модельер. Как вспоминает супруг актрисы, 200 из 800 своих костюмов Людмила Марковна сотворила сама: после съемок и спектаклей приходила домой и шила, шила, шила. «Причем никогда не пользовалась швейной машинкой, только иголкой с ниткой, — говорит о супруге Сергей Сенин. Она создавала удивительные вещи из подручных материалов, во времена дефицита в Советском Союзе с точки зрения моды. Я сам через это прошел: для нее я вдел километры ниток в иголки и бисеринки».


Где и как наряжались советские актрисы во время дефицита