Звездные истории

Воспоминания о «Пришельце»: Ростроповичу 90 лет

Воспоминания о «Пришельце»: Ростроповичу 90 лет
27 марта мир отмечает юбилей М.Л.Ростроповича, чей музыкальный гений равен масштабу его личности.

Благодаря Ростроповичу СССР был «впереди планеты всей» не только в области балета и перекрытия рек, но и в таком искусстве, как игра на виолончели. На сцене Мстислав Леопольдович полностью соответствовал образу гения. В жизни это был человек-вулкан, откликающийся на все, что его волновало и возмущало.

Ростропович родился в Баку. Его дед Витольд Ростропович был пианистом и композитором, отец – виолончелист, мать, Софья Федотова, — пианистка. Понятно, что его учителями стали родители. Уже в 10 лет Слава окончил Музыкальный техникум имени Мусоргского в Москве, а в 16 лет стал студентом Московской консерватории по классу композиции. Его преподавателями были Сергей Прокофьев и Дмитрий Шостакович. Их, а также британского композитора Бенджамина Бриттена Ростропович называл людьми, оказавшими на него самое большое влияние.

Слава пришла к Славе в 1945 году, когда юный виолончелист выиграл золотую медаль Третьего Всесоюзного конкурса музыкантов-исполнителей в Москве. В другой номинации тот же конкурс выиграл гениальный пианист Святослав Рихтер.

Из книги искусствоведа, сценариста, критика Инги Каретниковой «Портреты разного размера»:

Когда его виолончель или фортепианная игра, или даже вокальное баловство прекращались, атмосфера чуда сразу же исчезала, и оставался насмешливый, острый, себе на уме человек – гурман и бабник.

Он любил вещи и вещицы. Позже, когда стал несметно богат, он коллекционировал разные антикварные предметы, 18 века мебель, особенно русский ампир, фарфор, люстры, зеркала, ткани. Он коллекционировал все, даже дворцы – в Петербурге, Москве, Литве, Франции.

Вообще дразнить и разыгрывать было одним из его любимых занятий. …Он мог просто так позвонить какому-то музыканту и выдумать, что концерт того отменяется; или сказать, что родившегося в зоопарке слоненка назвали именем того, кому он сейчас звонит, и надо срочно прислать письмо согласия, заверенное нотариусом. Он мог только что закончившего консерваторию юного композитора пригласить якобы на обед к Шостаковичу или попросить его во что бы то ни стало достать тамбовский окорок для декана консерватории.

Из «Мемуаров» Георгия Вильгельмовича Крауклиса, заслуженного деятеля искусств, члена Союза композиторов, доктора искусствоведения, профессора:

Я, вместе с другими членами Комитета, принимал Ростроповича в комсомол. Было это в 1951/52 учебном году… Ростропович тогда был аспирантом и уже имел «в своем активе» победы на конкурсах. Его «послужной список» был внушителен, и мы дружно проголосовали «за». Где-то около этого времени большим событием было выступление Ростроповича и Рихтера на нашем творческом кружке: они исполнили еще не известный Концерт-симфонию для виолончели с оркестром Прокофьева. Рихтер мастерски изображал оркестр, ну, а Ростропович был, как говорится, в своем репертуаре, не только в звуках, но и мимикой и жестами выражая величайшую экспрессию.

Мстислав Ростропович
Фото: Natalya Loginova / Global Look

В 1959 году 32-летний Мстислав Ростропович стал профессором Московской консерватории, семь лет преподавал в Ленинградской консерватории. Каждый его приезд в учебное заведение превращался в грандиозное событие. Его останавливали на ступеньках, и он долго не мог добраться до нужного ему класса или кабинета.

Вспоминает Наталья Николаевна Шаховская – ученица Ростроповича, народная артистка СССР, виолончелистка, профессор, завкафедрой виолончели Московской консерватории:

Он не терпел распущенности, разгильдяйства, человеческой слабости. Поэтому он всегда отдавал должное сильным людям. Когда исполнение студентов было пассивным, ему становилось грустно. Он начинал смотреть в окно: «А у меня на даче крышу кроют, а дождь течет, мне надо на дачу». Или начинал возмущаться и говорить: «Слушай, ты вообще счастливый человек, ты в одной рубашке можешь десять концертов сыграть и не испачкать ее».

В его исполнении прозвучал фактически весь репертуар виолончельной музыки, и впоследствии многие произведения были написаны специально для него. Им были исполнены впервые 117 произведений для виолончели и даны 70 оркестровых премьер. Как камерный музыкант выступал в ансамбле со Святославом Рихтером, в трио с Эмилем Гилельсом и Леонидом Коганом, в качестве пианиста в ансамбле с женой Галиной Вишневской.

История женитьбы Ростроповича и Вишневской, – одна из самых романтических, которые только слышал мир. Вот как вспоминала об этом великая певица:

В ход шло все что только можно, — до последней копейки своих суточных (дело было на фестивале «Пражская весна» — ред.) он бросил мне под ноги. В буквальном смысле слова. В один из дней мы пошли гулять в сад в верхней Праге. И вдруг — высокая стена. Ростропович говорит: “Давайте перелезем через забор”. Я в ответ: “Вы что, с ума сошли? Я, примадонна Большого театра, через забор?”. А он — мне: “Я сейчас вас подсажу, потом перепрыгну и вас там поймаю”. Ростропович меня подсадил, перемахнул через стену и кричит: “Давайте сюда!” — “Посмотрите, какие лужи тут! Дождь же только что прошел!”. Тогда он снимает с себя светлый плащ и бросает на землю. И я по этому плащу прошлась. Он кинулся меня завоевывать. И он меня завоевал

Галина Павловна любила вспоминать, как девушка в загсе предложила сменить Мстиславу Леопольдовичу его непонятную фамилию на красивую фамилию жены… Они прожили вместе 52 года, вырастили двух дочерей, стали счастливыми бабушкой и дедушкой.

Галина Вишневская и Мстислав Ростропович
ФОТО: Viktor Chernov / Global Look

Из «Мемуаров» Г.В.Крауклиса:

Однажды на Новый год все педагоги консерватории получили от него поздравления. У Ростроповича хватило желания и времени, чтобы заполнить поздравительным текстом несколько сот открыток (!) и вложить в соответствующие индивидуальные журналы (все они хранились в специальных «гнездах» в диспетчерской). Интересен психологический эффект этого трюка: каждый педагог (и я в том числе), найдя открытку, становился тронутым и гордым, что вот, мол, великий Ростропович почтил меня своим вниманием – не зная, что в этом отношении все педагоги оказались равны.
Вообще Ростроповичу свойствен был размах. Когда он дирижировал в Большом театре и поставил там «Евгения Онегина» с Вишневской в главной роли, то после премьеры арендовал ресторан «Метрополь» и пригласил на банкет весь коллектив Большого театра – от артистов до машинистов сцены и билетерш. Обошлось это ему, говорят, в 400 тысяч (большие деньги по тому времени – 1968 г.)

Эта пара – союз двух гениальных и красивых людей – долго время была официальной гордостью СССР. Но, когда в 1969 году началась травля Александра Солженицына, Ростропович не только пригласил опального писателя пожить на своей даче, но и написал открытое письмо генсеку КПСС Брежневу. И Ростроповичу, и Вишневской стали постепенно «перекрывать кислород», и они буквально были вынуждены уехать на длительные гастроли за рубеж – у них было много приглашений, а срывать концерты звезд в тот момент, видимо, было менее выгодно, чем примерно наказать. Но со временем чаша терпения советского руководства переполнилась.

Из газеты «Известия» от 16 марта 1978 года:

Выехавшие в зарубежные поездки М. Л. Ростропович и Г. П. Вишневская, не проявляя желания возвратиться в Советский Союз, вели антипатриотическую деятельность, порочили советский общественный строй, звание гражданина СССР. Они систематически оказывали материальную помощь подрывным антисоветским центрам и другим враждебным Советскому Союзу организациям за рубежом. <…> Учитывая, что Ростропович и Вишневская систематически совершают действия, наносящие ущерб престижу Союза ССР и несовместимые с принадлежностью к советскому гражданству, Президиум Верховного Совета СССР постановил на основании ст. 7 Закона СССР от 19 августа 1938 года «О гражданстве Союза Советских Социалистических Республик» за действия, порочащие звание гражданина СССР, лишить гражданства СССР М. Л. Ростроповича и Г. П. Вишневскую.

Понятно, что Ростропович и Вишневская оказались очень востребованными во всем мире. Мстислав Леопольдович стал одним из ведущих дирижеров Запада. В течение 17 сезонов он был бессменным дирижером и художественным руководителем Национального симфонического оркестра в Вашингтоне, вошедшего под его руководством в число лучших оркестров Америки, регулярным гостем Берлинской филармонии, Бостонского симфонического оркестра, Лондонского симфонического оркестра и Лондонской филармонии.
Тамара Николаевна Грум-Гржимайло, журналист и музыкальный критик «Циклон Ростроповича»:

Биографы путаются: кто он? из каких этносов явился? Смешались польская, литовская, немецкая и русская кровь, породив некий «космополитический» плод русской культуры — виолончелиста, дирижера и гражданина мира. В его монакском паспорте N1, сделанном еще принцессой Грейс, записано: «национальность не определена». И сам владелец паспорта восклицает: «Я твердо решил, что умру апатридом (без гражданства — Т.Г.). Это особое ощущение — когда никому не принадлежишь». Человек ниоткуда. Пришелец.

Как только в СССР началась перестройка, началась и кампания за возвращение Ростроповичу и Вишневской советского гражданства. В 1990 году они побывали на родине, где в первую очередь отправились на могилы родных и близких. В августе 1991 года, во время путча, весь мир с изумлением увидел на телеэкранах великого Ростроповича, который находился среди защитников Белого дома, причем его охранник спал, а музыкант держал оружие…

Фото: Boris Kavashkin / Global Look

Вера Горностаева, пианистка, педагог, музыкально-общественный деятель, профессор и завкафедрой Московской консерватории:

Рассказывала мне Римма, домработница в семье Гали и Славы. В парижской квартире это было, внезапно он засобирался и сказал Римме: «Я ушел в банк. Буду к обеду». И исчез… Гали в это время не было во Франции. И вот Галина Павловна сидит, кажется, в Швеции и видит по телевизору – Ростропович в Москве с автоматом защищает Белый дом… Слава без всяких предупреждений понесся в Москву… Его пропустили на границе, он там что-то кричал, что должен быть со своим народом, – сумел пограничников загипнотизировать, которые, как выяснилось, его знают в лицо.

Ростропович известен и своей благотворительной деятельностью: он был президентом Благотворительного фонда Вишневской—Ростроповича, оказывающего помощь российским детским лечебным учреждениям, а также одним из попечителей школы имени А. М. Горчакова, возрождаемой в духе и традициях Царскосельского лицея.

Вспоминает Валентин Ханецкий, профессор Саратовской консерватории им. Л. В. Собинова:

Главная история связана с тем, что Ростропович спас нашу дочь Марьяну, свою внучатую племянницу (жена В. Е. Ханецкого Наталья Владимировна – дочь двоюродной сестры Ростроповича Татьяны Георгиевны Малиновской – прим. ред.). Когда Марьяна родилась, Мстислав Леопольдович как раз приехал на гастроли в Саратов. Весь вокзал был заполнен милиционерами, так как Ростропович был “культурным шефом милиции” (было в Советском Союзе такое понятие “культурного шефства” над Вооруженными Силами, над милицией и пр.), на концерте в Большом зале консерватории тоже было необычайно много людей в форме. Несмотря на плотный график гастролей, Ростропович приезжал к Наташе в роддом с цветами и, как всегда и везде, обаял в отделении всех медработников. Вскоре после выписки домой выяснилось, что в больнице Марьяне занесли стафилококк. Как ни пытались мы сделать всё возможное, какие ни созывали консилиумы – врачи только разводили руками, а ребенок таял на глазах. Тогда Татьяна Георгиевна сказала: “Я позвоню Славе”. Позвонила, рассказала, что погибает внучка. Слава велел немедленно прислать все медицинские документы, мы все отправили, назавтра он сам перезвонил: “Встречайте самолет, к вам летит вакцина”. Буквально через несколько дней после того, как Марьяне ввели вакцину, она начала выздоравливать, и все проблемы первого года жизни остались в прошлом.

Мстислав Леопольдович прожил ровно 80 лет и месяц. Он умер в Москве от тяжелой болезни, похоронен на Новодевичьем кладбище. У него было много званий, премий, орденов, почетных гражданств, но все они в сумме меньше, чем человек-планета по имени Мстислав Ростропович.


Интересно? Поделись с друзьями:
Хочешь обсудить? Пиши!
Загрузка...
Flipboard
Сейчас ты
читаешь:
Воспоминания о «Пришельце»: Ростроповичу 90 лет
Интересно?
Поделись с друзьями: