«Муля, не нервируй меня»: 5 лучших ролей Фаины Раневской

Она была гением эпизода, но способна была на гораздо большее. Мешало многое: экстравагантная внешность, невыносимый характер, фирменный сарказм… «Королевство маловато, развернуться негде», - говорила Фаина Раневская в одном из своих фильмов. Но все-таки развернулась

Она была гением эпизода, но способна была на гораздо большее. Мешало многое: экстравагантная внешность, невыносимый характер, фирменный сарказм… «Королевство маловато, развернуться негде», - говорила Фаина Раневская в одном из своих фильмов. Но все-таки развернулась.

«Подкидыш»(1939)

Мещанка Ляля, смешная и жалкая одновременно. Она командует своим мужем Мулей, и вообще всеми (включая продавщицу в игрушечном киоске), но за ее почти скандальным поведением виден подлинный трагизм не очень-то счастливой бездетной женщины. Именно эта роль прославила Раневскую – точнее, даже не роль, а фраза «Муля, не нервируй меня!». Актриса ненавидела эту реплику всей душой, потому что каждое ее появление на публике встречали именно этой цитатой. Когда уличные мальчишки, увидев актрису, заорали: «Муля, не нервируй меня!», она парировала: «Идите в ж…, пионэры!». Подруга Раневской, Анна Ахматова, сказала ей как-то: «Не огорчайтесь! У каждого из нас есть своя Муля»

«Мечта»(1941)

Недооцененный шедевр Михаила Ромма, в котором Раневская сыграла редкую для себя трагическую роль. Мадам Роза Скороход – хозяйка меблированных комнат, самоуверенная и властная, теряет волю к жизни, узнав, что ее сын никогда не выбьется в люди. Глядя на нее, невольно приходит в голову образ мамаши Кураж, роль, которая была словно специально написана для Раневской, но которую она так никогда и не сыграла на сцене.

«Золушка»(1947)

Автор сценария, Евгений Шварц, обожал Раневскую, и роль Мачехи с самого начала отдал ей. Больше того: Шварц разрешил актрисе импровизировать и самой придумывать рисунок роли. От Раневской в фильме тот самый эпизод, где Мачеха, готовясь к балу, примеряет разные наряды и прикладывает к голове перья. «Это я сама придумала: мне показалось очень характерным для Мачехи жаловаться на судьбу и тут же смотреть в зеркало, и любоваться собой». Цитата про Королевство – отсюда. А еще: «Ты говорил с королем, и ничего у него не выпросил? Ядовитый змей».

«Весна»(1947)

Любовь Орлова играла главную роль (да еще двойную), Фаина Раневская – второстепенную, но на площадке, и вне ее они оставались лучшими подругами. Да и славу поделили почти поровну: все знают, что «Весна» - бенефис Орловой, но самую известную цитату («Красота – это страшная сила»), произносит все-таки экономка Маргарита Львовна.

«Малыш и Карлсон»(1960)

Раневская долго отказывалась от этой работы: ей страшно не нравился образ «домоправительницы-домомучительницы» фрекен Бок. Мы догадываемся, почему: она немного напоминает саму актрису – по крайней мере, внешне. Помните сцену, в которой фрекен Бок испытывает временное помутнение сознания? («Ля-ля-ля-ля-ля, а я сошла с ума! Какая досада…») Похожий эпизод был и в фильме «Весна»: «Скорая помощь... Помощь скорая... Белая горячка... Горячка белая... Кто больной? Я больной, Маргарит Львович... Пардон, Лев Маргаритович...»

Читайте также