Алексей Пивоваров: Уходить с НТВ было страшно, но я ни разу не пожалел

Телеведущий рассказал журналу «Телепрограмма», есть ли жизнь после НТВ и почему он согласился на несерьезное шоу «Парк» на Первом канале

Телеведущий рассказал журналу «Телепрограмма», есть ли жизнь после НТВ и почему он согласился на несерьезное шоу «Парк» на Первом канале.

Два года назад он ушел с НТВ и из кадра вообще - на пике карьеры, снискав к тому моменту славу одного из лучших ведущих программы новостей и автора документальных проектов, каждый из которых становился событием. Был журналистом, стал менеджером: новую должность Пивоварова на СТС не каждый и выговорит - ясно только, что занимается он новыми технологиями, позволяющими смотреть телевизор не только в телевизоре. А с началом этого лета Алексей неожиданно возник в эфире Первого. И не в новостях, не с новым фильмом, а в развлекательном шоу «Парк» вместе с Ириной Муромцевой и Николаем Фоменко.

«Я не двигаюсь в сторону Comedy Club»

- Вы ушли из кадра в 2013 году, будучи ведущим серьезной новостной программы. А вернулись в развлекательном формате. Да еще в воскресенье, летом - в мертвый сезон. Как так?

- Для меня «Парк» тоже возник довольно неожиданно. Меня в него пригласила Ира Муромцева, которая к тому моменту занималась этим уже полгода. Мы с Ирой давно знакомы - вместе работали еще на старом НТВ. Проект начал развиваться с огромной скоростью. Мне даже иногда кажется, что не мы его делаем, а он нас. Я всегда прислушиваюсь к таким знакам судьбы - мне кажется, что это та история, в которой мне точно нужно быть. Я совершенно не представляю, что из этого может получиться, боюсь даже загадывать. Отлично понимаю все тонкости и опасения, о которых вы говорите. Лето же! Это было первое, о чем я спросил при встрече Константина Львовича Эрнста. На что он сказал, что его в первую очередь интересует лаборатория новых форматов. А это мне действительно ужасно интересно. Что касается моего личного амплуа - я понимаю, что в этом многие захотят увидеть знаки чего-то большого и эпохального.

- Будут искать скрытые смыслы.

- А мне просто интересно попробовать себя в чем-то новом - внутри профессии ведущего. Не льстя себе, могу сказать, что и в ведении новостных программ, и в производстве документальных фильмов на серьезные темы я в общем-то сделал все что мог. Много чего добился и развития в этой области для себя не особо вижу. Точнее, совсем не вижу. Развлекательный формат для меня - серьезный вызов, потому что мне приходится перестраивать себя и внутри тоже привыкать к тому, чтобы не бояться быть смешным, комичным. Это не значит, что я как-то двигаюсь в сторону Comedy Club или Ивана Урганта, которые абсолютно недосягаемы. Да и не хотим мы двигаться в ту сторону. «Парк» - это канал раннего вечера, который предполагает в первую очередь не разговоры, а короткие сегменты, на которые интересно смотреть. Которые будут расходиться в YouTube роликами с миллионными просмотрами. Это в интернете называется «видеомемы». Некоторым образом наша программа - это большой сборник видеомемов, часть из которых мы докручиваем, вытащив из интернета, а часть будем придумывать и исполнять сами - в первую очередь с помощью Николая Фоменко.

- Еще до первого эфира вас стали обвинять во вторичности. Потому что уже в анонсах программы вы повторили пару фокусов интернет-звезды Зака Кинга - бросились на вентилятор, слились с фоном.

- Это сознательное повторение, самоирония. Это адресовано той аудитории, которая поймет, что это отсыл к известным мемам. А тем, кто этих мемов не видел, будет просто забавно посмотреть, как это все выглядит.

- После ухода с НТВ у вас «ломка» была? Жизнь без камер, прямых эфиров.

- Я прямо ждал этого! Но этого так и не случилось. Ни разу не пожалел о том, что ушел из новостей, ни разу не хотел обратно. Возможно, это потому, что я всегда рассматривал эфир как инструмент для реализации задач, а не как цель саму по себе. Попробовать что-то новое, что-то прикольное показать - да. А сидеть в кадре, чтобы тебя по телевизору показывали, большого смысла не вижу.

- В магазинах реже стали узнавать?

- Знаете, какая вещь... Задолго до того, как я ушел из эфира, меня стали узнавать значительно реже. Интересно, что до сих пор меня узнают как ведущего программы «Авиаторы», которая не выходит уже почти пять лет. Даже приглашают на мероприятия, связанные с авиацией, как эксперта в этих вопросах, а не как ведущего новостей. Хотя ведущим новостей я был гораздо дольше. Для меня это был ясный знак того, что моя личная целевая аудитория перестала употреблять новостной контент в телевизоре. И это произошло гораздо раньше, чем я ушел из кадра. Наверное, году в 2006 - 2007-м.

- После увольнения с НТВ вас не преследовал рефлекс делать стойку на все интересные новости?

- У меня сохранилась привычка начинать утро с новостных сайтов, несколько раз в день туда залезать и проверять, что случилось. Это точно со мной по жизни. Но зуда, требующего что-то с этим делать, срочно писать в Фейсбук, что я думаю по этому поводу, - такого у меня давно нет. Я довольствуюсь тем, что в курсе дела.

«Надо идти туда, где некомфортно»

- Вы по-прежнему занимаетесь цифровыми технологиями на СТС?

- Да, для меня это очень важный вопрос. Я отвечаю за трансмедийные диджитальные (вот только не спрашивайте, что это значит) проекты всего «СТС Медиа» (кроме СТС, в холдинг входят каналы «Домашний», «Перец» и «СТС love». - Авт.). Как только у меня появилось предложение от Первого канала, я поговорил со своим руководителем Юлианой Слащевой, нашел полное взаимопонимание и одобрение. «Парк» - программа воскресная, я занимаюсь ею в свободное от работы время, в собственные выходные.

- Из новостей в мир цифровых технологий - для вас это был такой дауншифтинг?

- Это был шаг сильно в сторону. Я никогда раньше не работал в бизнесовой структуре. Там и отношения между людьми другие, и корпоративная культура. У меня чисто менеджерские задачи. Когда я собирался уже уходить, пошел советоваться с Владимиром Михайловичем Кулистиковым, гендиректором НТВ. Он мне сказал: «Старик, чтобы забивать гол, надо перемещаться по плоскости. Нельзя все время сидеть на одном месте и всю жизнь идти по одной линии». Я признателен Владимиру Михайловичу за такую аллегорию.

- Решение сменить сферу деятельности вам далось без мучительных размышлений?

- Очень нелегко покинуть зону комфорта, где у тебя есть определенный статус, за тобой все его признают. У тебя персональная машина с водителем, вольготный график и образ жизни, хороший доход. И ты понимаешь, что это может продолжаться еще очень долго. Выйти из всего этого в ситуацию, когда у тебя нет эфиров, ты должен ходить в офис и зависишь, например, от KPI («ключевые показатели эффективности» - бизнес-термин. - Авт.), было непросто. Я и решался небыстро. Говорю одной знакомой: «Я решил, что мне надо уходить, но мне страшно». Она сказала: «Ну, если страшно, то точно надо уходить. Потому что надо идти туда, где некомфортно и страшно». Это очень важный опыт. Действительно, надо идти туда, где страшно и некомфортно, и создавать из зоны некомфорта зону комфорта. Тогда все будет хорошо получаться.

- Так совпало, что на НТВ вы проработали 20 лет, или специально дотянули до красивой цифры?

- Случайно совпало. Но это одна из тех случайностей, которые неслучайны, конечно же.

- Уйдя из новостей, вы еще и оставили в прошлом документалистику.

- Документальных фильмов я сейчас не делаю. Но я их достаточно сделал на НТВ и как автор, и как продюсер. Есть еще пара-тройка идей, но они вполне ждут своего часа.

«Политических проектов у меня сейчас нет»

- В пору вашей работы в новостях всегда было более или менее понятно, что о событиях в стране думаете лично вы. За внешней невозмутимостью ощущалась фига в кармане - вы даже могли в эфире покритиковать руководство канала. А потом был документальный проект «Срок» об общественно-политической обстановке в стране. Теперь, выходит, вы потеряли интерес к повестке дня, политике?

- Да, сейчас я никакого отношения к актуальной повестке дня действительно не имею. Я читаю, конечно, свою ленту в Фейсбуке, где полно людей, которые продолжают активно всем этим интересоваться и комментировать. Но если говорить о проекте «Парк», то это абсолютно неполитическая история. Я не думаю, что там может быть пространство для фиг в кармане. Я слежу, конечно, за тем, что происходит вокруг, но это не обязательно должно выливаться в какую-то эфирную форму. Можно посвятить жизнь борьбе, это достойно. Многие действительно это делают. Я перед многими из этих людей преклоняюсь. Они - люди идеи, терпят лишения, готовы рисковать, в том числе и жизнью. А я человек проектов. Все, что я делал в профессии, я делал от проекта до проекта. Одни были длинные - на годы, как новости, другие более короткие, как фильмы или «Авиаторы». Политических проектов у меня сейчас нет. И я не могу сказать, что я хотел бы, чтобы они у меня были.

- Кто из сегодняшних политиков вам интересен настолько, что вы могли бы снять о нем фильм?

- Давайте я хитро отвечу: о тех, о ком я бы хотел снять фильм, я уже снял. О других не хочу.

- У вас нет ощущения, что с годами телевизор смотрят все меньше людей?

- Тут я могу долго рассказывать. Если в 2015 году я говорю сакраментальную фразу «Я не смотрю телевизор», это значит лишь то, что я не смотрю прибор, который подключен к эфирному каналу. А если я при этом смотрю «Вечерний Ургант» у себя на мобильном телефоне, я смотрю телевизор или не смотрю? Очевидно, что я смотрю телевизионный контент.

- Как часто вы сами смотрите телевизор?

- Если честно, вообще не смотрю. Я смотрю в Сети все, что мне нужно, и на мобильных устройствах.

- Кто из наших ныне действующих телеведущих вам симпатичен?

- Мне очень нравится Иван Ургант. И не потому, что я теперь выхожу с ним на одном канале. Это отличная история, очень современно сделанная, борзая. И очень правильно адаптирован этот изначально не российский формат. Буду, наверное, банален, сказав, что Познер ни с кем не может сравниться в своей нише околополитического интервью. Хотя справедливости ради надо сказать, что других в этой нише попросту нет.

- По вашим ощущениям, телевидение становится все интереснее или наоборот?

- Какой-то очень субъективный вопрос.

- Ну гуманнее или нет?

- Конечно, все очень сильно зависит от того, что вокруг. Телевизор - это же всегда только отражение жизни.

- Ваша супруга - известная телеведущая Анна Шнайдер. Когда в семье на двоих одна профессия, это плохо или хорошо?

- Это практически неизбежно среди журналистов и актеров. Если пара собирается прожить вместе долго, они должны быть из одной профессии. Журналистика - это очень узкий мирок, а с посторонним человеком сложно поддерживать разговор.

Личное дело

Алексей ПИВОВАРОВ родился 12 июня 1974 года в Москве. В школьные годы сотрудничал с радиопрограммой «Пионерская зорька». Окончил журфак МГУ. Работал на радио «Максимум». На НТВ пришел в 1993 году и проработал на канале 20 лет (корреспондент программы Леонида Парфенова «Намедни», ведущий программ «Сегодня», «Страна и мир», «Авиаторы»). Автор документальных фильмов («Ржев. Неизвестная битва Георгия Жукова», «Вторая ударная. Преданная армия Власова», «Хлеб для Сталина», «Егор Гайдар. Гибель империи» и др.). В 2013 году перешел в холдинг «СТС Медиа», где сейчас возглавляет департамент трансмедийных проектов. Женат на тележурналистке Анне Шнайдер, супруги воспитывают сына Ивана.

«Парк»
По воскресеньям/17.00 (Первый канал)

Читайте также