Руководитель симфонического оркестра Москвы «Русская филармония»: «Концерт с Deep Purple изменил нашу жизнь»

Мы побеседовали с руководителем и продюсером симфонического оркестра Москвы «Русская филармония» Гаянэ Шиладжян.

Москва постепенно возвращается к активной концертной жизни. После длительного перерыва к нам вновь приезжают зарубежные артисты из Америки, Швеции и Италии. Лучшая исполнительница песен Уитни Хьюстон Белинда Девидс, рок-музыканты Магнус Баклунд и Йохан Бодинг, дирижер Роберто Молинелли примут участие в проектах, посвященных двадцатилетию симфонического оркестра Москвы «Русская филармония».

— Гаянэ, какой концерт вам запомнился за время сущестования коллектива больше всего?

— Их много было за 20 лет, сложно какой-то выделить. Мне очень запомнился концерт, когда мы работали с группой «Би-2» на фестивале «Нашествие». Тогда наши музыканты даже не сразу решились выходить на сцену, ведь перед ними был буквально человеческий океан — 206 тысяч зрителей! Я своим оркестрантам сказала: «Не бойтесь, идите на сцену, публика же на вас пришла!»

Я еще помню наше выступление на открытом воздухе, посвященное группе «Кино» в парке Горького, в мае, несколько лет назад. Буквально за десять минут до концерта пошел жуткий ливень, как из ведра. Аппаратура не выдерживала, провисал натяжной потолок под потоком дождя. Мы большими швабрами выталкивали воду с крыши, чтобы она не обрушилась. Я сказала организаторам, что мы при такой погоде выступать не будем, у наших музыкантов дорогие инструменты, у многих коллекционные. Но когда я вышла на сцену и перед собой увидела так же, как и на «Нашествии», человеческое море из зрителей под зонтами, я поняла, что я не смогу им сказать, что концерта не будет.

Ведь зрительская аудитория имеет колоссальную силу, и если ты любишь свое дело, если уважаешь свою публику, то из кожи вон вылезешь, чтобы не уронить то доверие, которое она оказала, придя на твой концерт.

Руководство парка Горького принесло нам какое-то несметное количество дождевиков, мы один дождевик надевали на музыканта, а второй мы держали сверху как купол над оркестрантом вместе с инструментом. Я сама лично стояла над виолончелями, вся мокрая.  Я сказала организаторам, что мы выйдем и сыграем всего полчаса, несколько композиций, но в результате мы отыграли весь концерт, все полтора часа.

— Как отбираете музыкантов в оркестр, какие критерии?

— У нас в коллективе 140 человек, 40 административных сотрудников и 100 музыкантов. Если возникает 2–3 артистические вакансии — мы устраиваем конкурс. Нам нужен профессионал высокого исполнительского уровня, не ограниченный только лишь рамками академической музыки. «Русская филармония» — гибкий оркестр. Например, сегодня мы играем Рахманинова, а послезавтра у нас концерт «Посвящение Магомаеву», а через неделю концерт с группой «Би-2».

Я очень благодарна всем моим музыкантам, они большие профессионалы, могут быстро перестроиться под разные по жанрам программы. Впервые мы стали исполнять не только классический репертуар в 2009 году. Это была первая встреча с нашим главным дирижером Фабио Мастранджело. Тогда мы сыграли концерт с участником Deep Purple Джоном Лордом. А через пять лет мы выступили с еще одним музыкантом этой легендарной группы — Иэном Гилланом. Он выбрал именно наш оркестр среди нескольких претендентов.

— У вас в проектах много иностранных артистов, как вам удавалось обходится без них, когда границы были закрыты?

— Мы не останавливали нашу деятельность ни при 50% рассадке зрителей в зале, ни при 25%. Я прекрасно понимала, что для людей, которые приходят и покупают билеты в это сложное время, концерты «Русской филармонии» как глоток свежего воздуха. Конечно, нам было проще закрыться и не выступать при таких условиях.  Экономически не выгодно, для нас это были большие расходы, мы даже не выходили в ноль. Однажды на один из концертов у нас было продано всего 96 билетов в Светлановский зал Дома музыки, где вместимость в обычное время около 1700 человек.

Но это мое достижение, моя гордость, что в те тяжелые времена мы не отменили ни одного концерта. Мы адаптировали некоторые наши программы, в которых ранее участвовали иностранные исполнители и пригласили российских артистов из проекта «Голос», а также солистов из популярных мюзиклов.  Но некоторые проекты все же перенесли на более поздние даты, так как я совершенно не представляю себе шоу «Посвящение Уитни Хьюстон» без потрясающей Белинды Девидс, а шоу «Золотые хиты рока» и «Великие британцы» без шведских рок-исполнителей Магнуса Баклунда и Йохана Бодинга. У этих артистов огромная армия поклонников и фанатов на всех континентах, и московскую публику они уже покорили своим темпераментом, страстью и потрясающим вокалом.

— Как вы создаете свои программы для оркестра и подбираете артистов. Секрет успеха продюсера, в чем он?

— Прежде всего, я думаю из зала, а не со цены, я ставлю себя на место зрителей, что им будет интересно. И я думаю о том, чтобы создать самое лучшее шоу!

Я ищу артистов в интернете по роликам на YouTube. Выбираю тех, которые мне понравились, ищу их контакты и договариваюсь об их выступлении с нашим оркестром.  Для меня важным критериями отбора являются, конечно же, профессиональные исполнительские качества, как артист двигается на сцене, гибкость его репертуара, и самое главное – харизма.

Есть много зарубежных артистов, которых я фактически открыла для России. Это все те же Белинда Девидс, Магнус Баклунд, Йохан Бодинг, Даниэль Боавентура и другие. До сотрудничества с «Русской филармонией» они никогда не были в нашей стране.

— Какой проект вы хотели сделать, но пока по каким-либо причинам не осуществили задуманное?  

— Наш оркестр — один из первых в России, кто начал работать в жанре Live Cinema Concert. Это когда в концертном зале на большом экране показывают какой-либо популярный фильм, а мы исполняем живьем весь саундтрек к нему. Мы выступали с такими киношедеврами, как «Гладиатор», «Пираты Карибского моря», «Крестный отец», «Властелин колец», «Титаник», «Волшебные мелодии» Disney, «Артист», «Чужие».

И я очень хочу сделать проект «Телохранитель». Также вынашиваю идею с большим гала-концертом нашей известной поп-звезды, но это уже в будущем сезоне, и пока я не буду раскрывать подробности.

Читайте также