интервью

Ольга Кабо: Дочь выбрала другой путь — хочет стать балетмейстером

Ольга Кабо: Дочь выбрала другой путь — хочет стать балетмейстером

На кинофестиваль «В кругу семьи» в Калининград актриса Ольга Кабо прилетела одна: сын Витя остался с папой в Москве, дочь Таня готовилась к вступительным экзаменам. Однако актриса оставалась на связи со столицей. Так, за час до беседы с журналом «Телепрограмма» помогала по скайпу дочери подготовиться к сочинению.

— Считается, что дети творческих людей обычно испытывают дефицит внимания со стороны родителей. У вас в семье существует такая проблема?

— Конечно, я разрываюсь между работой и домом. Но я уверена, что детям нужны востребованные, состоявшиеся родители, которыми они могут гордиться. Важно не количество проведенного с ребенком времени, а его качество. Поэтому свои выходные полностью посвящаю семье, детям, заранее планирую время и мероприятия.

— Основная нагрузка по воспитанию лежит на вас или муж помогает?

— Каждый из нас делает то, что может, в зависимости от талантов и временных возможностей. И Коля, и я работаем, зарабатываем. Вместе занимаемся трехлетним сыном Витей. В нашей семье существует негласное правило: если я на гастролях, Николай всегда в Москве, старается уделять больше времени сыну, чтобы Витюша не чувствовал моего отсутствия.

kabo_2
Иногда Ольга Кабо появляется на светских мероприятиях вместе с мужем Николаем и дочкой. Фото: Артем Костенко

— Вашей дочери Татьяне 17 лет, кем она видит себя в будущем?

— Таня очень творческий человек, и она, конечно же, «отравлена» моей творческой жизнью. Но дочь выбрала иной путь. Этой весной окончила Академию хореографии при Большом театре (МГАХ), но решила продолжать учебу. Летом поступила на балетмейстерский факультет ГИТИСа на курс к Вячеславу Гордееву. Ей нравится создавать танец.

— Вы влияете на дочь в вопросах, касающихся ее будущего?

— Я стараюсь отталкиваться от интересов ребенка, прислушиваться к его желаниям. За Танечку я ничего не решала. Но она с пяти лет очень любила танцевать. Чуть услышав музыку, сразу начинала двигаться в ее такт. Постоянно ставила домашние концерты и сказки! К разговорному жанру она проявляла меньший интерес, все ее герои обычно танцевали. Естественно, я показала ее профессионалам из балетной школы, меня уверили, что у девочки есть способности. И пошло-поехало: танцевальные кружки, музыкальные студии, частные преподаватели. Потом поступление в Академию хореографии. В детском возрасте, конечно же, невозможно всерьез понять, что балет — это труд, постоянное самопожертвование и самоотречение. Отказ от очень многого: начиная со сладкого, заканчивая пассивным отдыхом. Но теперь учеба в академии позади, сейчас важно обрести себя, поверить в свое призвание и идти вперед, ни на кого не оглядываясь. Мне хочется, чтобы дочь была счастлива. А я всегда и во всем ее поддержу!

— В сложные моменты дочь принимает решения сама?

— Таня — самостоятельный человек со своей жизненной позицией. Даже будучи еще совсем маленькой, она пыталась сама принимать решения и совершать поступки — не важно, правильные или не очень. Например, когда девочке исполнилось 11 лет, у нее началось отторжение балета. И тогда на семейном совете было решено, что она отправляется учиться в Англию, в Школу искусств. Представляете, моя домашняя Танюша жила в общежитии, где по 10 человек в комнате и санузел один на целый этаж?! И при том она совсем не говорила по-английски. Дочь стоически выдерживала бытовые неудобства, пыталась учить язык, чтобы понимать и быть понятой. Единственное, что ее категорически не устраивало, — преподавание балета. По телефону она жаловалась, что даже у станка их учат другим движениям, не как в России. Я приезжала в Лондон раз в месяц, мы обсуждали все проблемы, даже нашли для нее русского педагога по балету, к которому Таня ездила по выходным. И вот после зимних каникул дочка взмолилась, что хочет вернуться на Родину, в МГАХ, чтобы танцевать только на русской сцене. Сказала, что это ее жизнь, и она вправе сама ею распоряжаться. Делать было нечего, решение было аргументированно, и все вернулось на круги своя. Наверное, именно тогда я впервые почувствовала, что дочь взрослеет.

kabo_1
Дочь актрисы Татьяна освоила балетную профессию и продолжает расти в этом направлении…пока сын Витя сопровождает маму на спектаклях. Фото: instagram.com

— Кстати, интерес к теме балета со стороны кинематографистов заметно растет. Валерий Тодоровский, например, снимает сериал «Большой»…

— Еще на этапе написания сценария Валерий Тодоровский обратился ко мне с просьбой познакомить его с Татьяной — он знал, что моя дочь учится в Академии хореографии. У них были длительные беседы о ее учебе, об отношениях, о педагогах. То есть Валера со своим сценаристом с помощью Тани одним глазком заглянул в мир балетного закулисья. Получается, Таня выступила внештатным соавтором, «засланным казачком» (смеется)! Дочь рассказывала о наболевшем, о тех тонкостях и нюансах учебы и работы, которые нельзя узнать, будучи не в профессии.

— У вашей дочери масса поклонников в соцсетях. Вас это не волнует? Ведь она уже без пяти минут невеста…

— Таня — целеустремленная девочка, понимает, что сейчас главное — учеба. Но это не мешает ей быть общительным человеком, у нее много друзей, с которыми она интересно проводит время. Так что не будем заглядывать вперед! Всему свое время…

— Чего вы как мама никогда не позволите себе в отношении ребенка?

— Никогда в жизни не смогу поднять руку на ребенка. Никогда в жизни не смогу отказаться от своих детей. Поддержу их в любой жизненной ситуации, даже если они не правы. Мой материнский долг — понять, помочь, принять.

kabo_3
В театре Моссовета Кабо достаются самые разные роли. На фото: в образе Маркизы де Мертей в спектакле «Опасные связи». Фото: Екатерина Цветкова/Russian Look

«С сыном мы пытаемся освоить галоп»

— Ваш сын Витя сильно отличается от Тани в его возрасте?

— Он другой, ведь он мальчик. Очень любит технику: машинки, краны, тракторы. Часами может возиться с конструктором лего — строить замки, дома, какие-то немыслимые конструкции. При этом любит, когда я ему читаю, сам выбирает книжку для вечерней сказки. Знает наизусть много стихов, но читает их только по настроению, когда есть вдохновение, по-другому не заставишь. Мы с ним часто ходим в театры на детские спектакли, в цирк, в музеи… Он ждет эти впечатления, моментально впитывает в себя информацию! Он очень благожелательный зритель, с удовольствием аплодирует артистам. А недавно впервые пришел в Театр Моссовета на мой спектакль «Серебряный век», правда, смотрел его из-за кулис. Я краем глаза наблюдала за малышом — он сидел спокойно, серьезно следил за происходящим на сцене, а когда я появлялась, шептал: «Мама!» — и улыбался. А в конце выбежал на сцену с маленьким букетиком цветов, подарил и прыгнул ко мне на руки. Было очень мило!

— Значит, будущий артист растет?

— Мне бы этого очень не хотелось. Ведь это очень зависимая профессия, особенно для мужчин. Нет более несчастного человека, чем несостоявшийся и невостребованный артист. Но в любом случае Витя сам выберет свой путь. С полутора лет Витюша ходит в детский сад — общается с детишками, занимается музыкой, рисованием, лепкой. С папой после садика несколько раз в неделю ходит в бассейн. Витя совсем не боится воды, с удовольствием плавает в надувном поясе. Надеюсь, в следующем сезоне сможет плавать самостоятельно. Раз в неделю я беру сына с собой в конноспортивный клуб «Отрада», где нас ждет наша лошадка по кличке Покровитель. Мы вместе ездим верхом — и шагом, и рысью, даже пытаемся освоить галоп — я в седле, Витя передо мной.

— Телевизор и компьютерные игры в его жизни имеют место?

— Не без этого. Конечно, долгое пребывание перед монитором компьютера или телевизором вредно для глаз. Малышей можно заинтересовать прекрасно иллюстрированными книжками, разнообразием увлекательных развивающих игр. При желании, уверена, несложно найти золотую середину.
Например, мы по утрам читаем книжки, знакомимся с разными сказочными героями — с бесстрашным Бибигоном, или с Мамонтенком, который ищет свою маму, или с Крошкой Енотом, который боится собственного отражения в озере. Потом закрепляем знания: мастерим из желудей маленького человечка — ну чем не лилипут Бибигон! Или идем к ближайшему пруду, благо мы живем за городом, чтобы проверить, кто живет в воде? Такие упражнения очень важны. Они развивают воображение и помогают ребенку познать мир вокруг нас. А еще приучают малыша к любви к книге и чтению.

kabo_5
1989 год. Московский кинофестиваль. Елена Драпеко, Зиновий Гердт и Ольга Кабо. Времена идут, а она не меняется. Фото: Архив/ТАСС

«Сергей Бондарчук учил нас, что придется ждать»

— Как в вашей жизни появилось увлечение лошадьми?

— В 1988 году я снималась в картине «Приключения Квентина Дорварда, стрелка королевской гвардии» по мотивам романа Вальтера Скотта. Действие фильма происходит в Средневековье, герои скачут на лошадях — это часть их жизни, любви, приключений. Занималась конным спортом очень серьезно. Да и сейчас выездка — мое хобби. Это так красиво, когда величественные животные танцуют под музыку, кружатся и гарцуют! Хотя такое — результат серьезной работы. Каждый раз это противоборство — кто кого. Лошадь чувствует, когда всадник слаб и не уверен в себе. Это чревато тем, что можно оказаться в опилках манежа. Зато во время тренировки я отвлекаюсь от всех проблем и не замечаю, как проходит время. Не зря же существует иппотерапия (метод реабилитации с помощью верховой езды. — Авт.). Для меня это тоже своего рода терапия: прикосновение к лошади, общение, работа с ней переносит в другое измерение и очищает карму.

— В карьере случались периоды, когда работы не было и дальше идти не хотелось?

— Да, были трудные времена, но я никогда не опускала руки. Да и сейчас не самый легкий момент: кино снимают очень мало, а хорошего кино — и того меньше. Мой мастер Сергей Федорович Бондарчук учил нас, студентов, не только актерскому мастерству, но и жизни. Жизни внутри профессии. Он готовил нас к тому, что, возможно, не все и не всегда будет гладко. Придется ждать, доказывать, что ты можешь, а иногда и терпеть поражения. И что такие моменты творческого простоя нужно использовать с пользой для себя — совершенствоваться, заниматься самообразованием. Может быть, именно благодаря этим урокам Бондарчука я окончила отделение искусств исторического факультета МГУ. Теперь в свободное время со своими искусствоведческими знаниями путешествую, смотрю на мир!

— То есть проблемы выбора между морем и дачей на время отпуска у вас нет?

— Так как круглый год мы живем за городом, предпочитаю отпуск проводить на море. Да и горы, снег тоже люблю! Вообще люблю получать удовольствие от жизни, от путешествий, от общения с близкими

.- Слово «депрессия» не про вас?

— Даже не понимаю, что это такое. Депрессия — отговорка для ленивых. У меня есть семья, дети, театр, больше 10 лет я служу в Театре им. Моссовета. Мне некогда скучать, грустить и сетовать на жизнь.

— Даже плохие воспоминания не смогут сбить вас с толку?

— А какой в них смысл? Даже поговорка такая есть: «Жалеть — это значит терять дважды». Лучше идти вперед, стараясь не повторять уже совершенных ошибок.

kabo_4
Лошади и выездка — давнее увлечение актрисы. Фото: instagram.com

— Недавно один украинский канал показал сериал «Дом у большой реки» с вашим участием. И тут же получил предупреждение за «появление в эфире российской актрисы, известной антиукраинскими высказываниями».

— Какой-то бред! Я всегда оставалась и остаюсь вне политики. Моя политика — это творчество. Устами своих героинь я озвучиваю свою позицию и уж точно никогда в жизни не высказывалась против Украины. Считаю Украину своей творческой родиной, именно на Одесской киностудии я делала свои первые шаги в кинематографе. На Украине живут мои друзья, коллеги, родственники. Я желаю всем только мира. И гармонии.

— Вы производите впечатление человека, положительного во всех смыслах. Неужели вы никогда не хулиганите?

— В семье, с детьми, с друзьями — с удовольствием. А общественные места, мероприятия или фестивали — это часть моей работы, приятная, но которая обязывает чувствовать себя артисткой Кабо, на которую смотрят и с которой, может, даже берут пример (улыбается).

— Какую слабость вам хотелось бы побороть сильнее всего?

— Не люблю бороться с собой — стараюсь прислушиваться к себе и жить с собой в гармонии.

kabo_0
Геннадий Сергеев/Russian Look

 Личное дело

Ольга КАБО родилась 28 января 1968 года в Москве. С детства занималась музыкой, танцами, художественной гимнастикой. Училась в английской спецшколе. После восьмого класса перешла в театральную школу при Щепкинском училище. В 1989 году окончила актерский факультет ВГИКа (мастерская Сергея Бондарчука и Ирины Скобцевой), в 2002 году получила второе высшее образование на истфаке МГУ. В настоящий момент учится на Высших режиссерских курсах. Действительный член Ассоциации каскадеров России. Служила в театрах Современной оперы, Российской армии, в настоящий момент — одна из ведущих актрис Театра Моссовета. Заслуженная артистка России. Воспитывает 17-летнюю дочь Татьяну (от брака с бизнесменом Эдуардом Василишиным), сын Виктор родился в 2012 году в браке с бизнесменом Николаем Разгуляевым.